Похитители колец
Коммерческий директор ставропольского завода поршневых колец «СтаПри» была сильно взволнована, когда звонила начальнику охраны, чтобы сообщить о неожиданно обнаруженной крупной недостаче на складе готовой продукции. Было непонятно, когда и при каких обстоятельствах «испарились» поршневые кольца и прочая продукция, выпускаемая предприятием, аж на шесть с лишним миллионов рублей. Ведь не иголка. Когда обшарили все закуточки, обнаружили… подкоп. Случилось это в начале ноября 2002 года, о чем сообщала вся краевая пресса. «Ставропольская правда» тогда обещала еще вернуться к этой теме. И вот – финал истории.
Подземный ход выводил прямиком в помещение ООО «Промсервис», примыкающее к заводскому складу. Удивились и газовики, обнаружившие, в свою очередь, что подведомственные им колодцы полностью засыпаны свежевырытой землей. Кто-то основательно и долго трудился над «норой» по перекачиванию заводского добра в личные карманы. Наконец выяснением всех обстоятельств занялись соответствующие органы. Подозреваемые были, а вот доказательная база оказывалась недостаточной, чтобы передать дело в суд. В общем, гуляли пока «дети подземелья». А подпольная контора по сбыту заводских колец, в том числе в Ростовскую область, продолжала функционировать. Может, и сегодня бы работала, не случись через год после названных событий убийства одного из участников вышеописанной «операции».
Геннадия Еремина застрелил двумя выстрелами в упор его знакомый, студент СевКавГТУ Евгений Самокатов. Труп совершенно случайно обнаружили в заказнике «Русский лес» близ станицы Новомарьевской. Сын егеря, помогая отцу, обходил владения и обратил внимание на прикрытый ветками холмик из свежевырытого грунта. Копнул несколько раз - наткнулся на… бетон. Вызвал милицию: раскопали пошире - обнаружили торчащую из-под бетонной подушки человеческую ногу. Тело опознала жена.
Судя по всему, студент решился на крайность, основательно подготовившись. Например, чтобы не забрызгать кровью будущей жертвы, стены съемного гаража, где и произошло убийство, предусмотрительно завесил целлофановой пленкой. Об этой немаловажной детали следствию стало известно от арендодателя. Заранее позаботился студент также и о свежем растворе, и о «могиле», и ружье принес в гараж загодя. Но, физически не очень крепкому, несмотря на то, что регулярно посещал занятия в секции атлетической гимнастики, ему понадобилась помощь, чтобы скрыть преступление. Товарища по занятиям спортом - Станислава Берзина - он и позвал на помощь. Тем более что надо было еще избавиться и от принадлежавшей убитому «Тойоты», которую они вдвоем отогнали в Калмыкию и сожгли. Года за полтора до этих событий именно Берзин познакомил ее владельца с товарищем по спортивной секции. А теперь помогал скрыть следы совершенного им убийства…
Проверяя связи убитого, следственная группа поначалу отрабатывала версию, связанную с его коммерческой деятельностью. В свое время Геннадий Еремин скупил у селян в Красногвардейском районе большое количество паев, в связи с этим у него могли быть конкуренты или недоброжелатели. Но криминала не обнаружили. Зато благодаря проведенной работе вышли на человека, с которым Геннадий Еремин частенько наезжал в район. Им был Станислав Берзин. Вскоре стало ясно, что они не просто дружили, но и были объединены неким общим делом: в этой мысли укрепились, проведя обыск в гараже убитого. К большому удивлению оперативников, в подвале были обнаружены в большом количестве поршневые кольца. По заключению экспертизы, именно из той самой партии, что исчезла с завода год назад. И убитый арендатор гаража Геннадий Еремин, и Станислав Берзин работали в свое время на заводе поршневых колец. И оба были уволены. По крайней мере, точно известно, что второй, бывший на предприятии охранником, не понравился администрации из-за частого совпадения его дежурств с хищениями на заводе. Хотя, конечно, не пойман – не вор… Действительно, хищения продукции, выпускаемой предприятием, случались и до подкопа под склад готовой продукции. Скорее всего, работала группа. И не исключено, у нее были покровители из начальствующего состава. Об этом на заводе было много пересудов в свое время. Но та старая история осталась за рамками данного уголовного дела. Хотя и не обошлось без отголосков… Среди найденного в гараже товара были и старые образцы, вынесенные с завода задолго до «шестимиллионника».
Технология воровства была гениально проста. Вначале в течение пяти месяцев, как сказано в материалах уголовного дела, рассмотренного недавно Промышленным районным судом Ставрополя, а затем и коллегией по уголовным делам краевого суда, на территории «Промсервиса» кипела горячая работа: Берзин и Еремин делали подкоп. Причем их «смены» всегда совпадали с ночными дежурствами сторожа ООО Марины Зиминой. Утром сделанное тщательно маскировали. Когда наконец тоннель был готов, в два захода с завода вывезли товар. Чтобы сделать это оперативно, Зимина поменялась сменами с напарницей. Тогда это никого не насторожило. Один из похитителей колец, как уже сказано, безвременно ушел из жизни. А два других – Берзин и Зимина – получили условные сроки наказания - соответственно по 6 и 5 лет. Первому вменялось наряду с кражей, совершенной группой лиц в крупном размере, также и заранее не обещанное укрывательство преступления. Припоминается, в советские времена за расхищение социалистической собственности в таких объемах давали сроки посерьезнее и далеко не условно.
Студент Евгений Самокатов, убивший Геннадия Еремина «из личных неприязненных отношений», как сказано в приговоре суда, получил 12 лет и 10 месяцев в колонии строгого режима. По моему мнению, «отношения» имели реальную основу, скорее всего связанную с участием обоих в деятельности по воровству или последующему сбыту товара. На эту мысль наводит прежде всего факт тщательной подготовки убийства. Однако сам осужденный так ничего и не объяснил, ссылаясь на свое право, данное статьей 51 Конституции РФ, не давать показаний против себя. И его позиция оставалась одинаковой и в ходе предварительного следствия, и на суде, что случается нечасто. Даже не пытался подтвердить «алиби», которое ему хотел обеспечить его тренер по атлетической гимнастике, утверждавший, что подопечный в момент убийства и перегона машины убитого был на занятиях. Его лукавство было легко разоблачено после допроса других свидетелей. По показаниям Берзина, лично ему свой поступок, когда просил помощи, Самокатов объяснил внезапно возникшей между ними ссорой. А потерпевший уже ничего рассказать не может.
Приговор по делу вынесен, а вопросы, на мой взгляд, остались.
(Фамилии изменены).