Что скажет президент?
4 октября текущего года председатель правительства РФ М. Фрадков с чувством глубокого удовлетворения оповестил страну с экрана телевизора о том, что с 1 января 2005 года закон о замене льгот денежными компенсациями вступает в законную силу. Между тем подавляющее число россиян глубоко убеждены, что этот непродуманный закон социально несправедлив и направлен на дальнейшее резкое снижение жизненного уровня нашего народа. Судя по многочисленным опросам, его не поддерживает более двух третей населения страны. Категорически против принятия этого антинародного закона выступили практически все общественные организации ветеранов, инвалидов, «чернобыльцев», «афганцев», различные профессиональные союзы.
Мы твердо убеждены, что такой основополагающий закон, затрагивающий жизненные интересы всех жителей страны, правительство не вправе было принимать без всенародного обсуждения. Однако у руководства не хватило времени на то, чтобы тщательно обсчитать последствия этого драконовского закона, а также на то, чтобы посоветоваться по этому поводу не только с простыми людьми, но и с депутатами, избранными в парламент страны. Об этом говорят следующие факты.
Проект закона о монетизации льгот был внесен правительством РФ в Государственную Думу 31 мая 2004 года. Второго июля он уже проходит первое чтение, а третьего июля почти без проработки и третье. При голосовании против предложенного законопроекта высказались представители КПРФ, ЛДПР, «Родины» и целый ряд депутатов, избранных по одномандатным округам. Даже многие депутаты от прокремлевской партии «Единая Россия» просили, насколько нам известно, чтобы им разрешили голосовать против законопроекта об отмене льгот.
По настоянию депутатов законопроект о замене льгот на денежные компенсации был направлен на апробацию во все области и края страны, и там он, в том числе и в Ставропольском крае, получил отрицательную оценку. Всего лишь в пяти субъектах России из 89 законодательные собрания и губернаторы согласились с концепцией, изложенной в законе.
Против принятия представленного на утверждение законопроекта об отмене льгот выступили и члены Федерального Собрания страны. Вполне очевидно, что большая часть субъектов Федерации не поддерживает этот закон. Свое несогласие выразили представители исполнительной власти Сахалина, Якутии, Татарии, Челябинской области и многих других регионов.
Фронтовиков и тружеников тыла, отстоявших в кровопролитных битвах честь и независимость нашей Родины, восстановивших ее из страшных руин, создавших на послевоенных развалинах процветающее народное хозяйство, становится все меньше и меньше. Достаточно сказать, что за период со дня окончания войны по настоящее время уцелел лишь один из семи фронтовиков. Столь же неумолимо быстро уходят в потусторонний мир труженики тыла и пенсионеры. Еще страшнее то, что этот федеральный закон носит всеобъемлющий характер и ущемляет права и интересы 110 миллионов граждан в социальной сфере, в области здравоохранения и т.д. Вызывает обоснованную тревогу и тот факт, что исполнительная власть планирует обеспечивать выплату денежных компенсаций за счет средств из федерального бюджета лишь 12 миллионам льготников, а 23 миллионам, к которым относятся труженики тыла, ветераны труда, репрессированные и другие категории граждан, - за счет региональных доходов. И это при том, что всем ясно, что бюджетный дефицит в предстоящем году неизбежно возникнет в подавляющем большинстве дотационных областей, краев и республик и даже в ряде регионов-доноров.
В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации это приведет к существенному урезанию денежных компенсаций за льготы, а в отдельных регионах и к их почти полной отмене. Стабильно получать компенсацию будут лишь небольшое число льготников – участники войны, их вдовы и приравненные к ним лица. Это около двух миллионов человек. При этом надо учесть, что и эти компенсации будут съедены ростом цен.
К регионам, в которых правительство будет не в состоянии выплачивать денежные компенсации в полном объеме, относится и наш край. Как сообщила в выступлении по радио министр финансов Ставропольского края Т. Погорелова, бюджет на 2005 год не сбалансирован. По экспертной оценке, планируемые расходы будут превышать доходы на 1,5-2 млрд. рублей. Мы опасаемся, что доходная часть бюджета несколько завышена. Ведь наполняемость краевой казны в значительной степени зависит и от благополучия дел в сельскохозяйственном секторе. Неудивительно, что на вопрос корреспондента: «Сможет ли край выплачивать денежные компенсации в 2005 году в полном объеме?», Татьяна Александровна ответила весьма дипломатично: «Компенсации будут выплачиваться с учетом возможностей нашего края». Считаем, что наш министр в сложившейся ситуации нашла единственно верный ответ.
Что же теряют жители нашей страны после вступления в силу закона о монетизации льгот? Расчеты показывают, что отмененные льготы стоят почти триллион рублей, в то время как денежные компенсации, предлагаемые правительством, составляют лишь 170 миллиардов, то есть в 18 раз меньше. Реализация этого закона неизбежно приведет к весьма тяжким социально-политическим последствиям. Независимые эксперты считают, что устанавливаемые правительством компенсации непомерно занижены. Это касается всех категорий граждан. Так, инвалидам войны первой и второй групп деньгами планируется компенсировать 52,4% от размера льгот, третьей группы – 57,5%, ветеранам боевых действий – 74,2%, блокадникам – 50%, членам семей погибших (умерших) ветеранов – 43% и так далее.
Исходя из вышеизложенного мы требуем приостановить действие этого антинародного документа и призываем всех россиян поддержать наше требование об отмене и основательной переработке закона о монетизации льгот.
Г. Балабанов, А. Братченко, К. Войдоян, И. Власенко, В. ШЕВЧЕНКО (всего 19 подписей).
(Публикуется с сокращениями)