А зритель будет аплодировать.
Можно уже сейчас, в начале сезона, утверждать: этот спектакль будет иметь своего зрителя. И в силу вышесказанного, но еще и потому, что широкий зритель очень любит такие именно постановки – с эффектными декорациями, яркими костюмами, с обилием легкого смеха, с общей приятной, нарядно-праздничной атмосферой на сцене. А уж если в ролях заняты ведущие артисты труппы, признанные любимцы публики, то сомневаться в зрительском интересе и вовсе не приходится.
Вроде бы перед нами спектакль о любви. О ней здесь только и разговоров – то ироничных, то откровенно юмористических, то, наоборот, страстных, эмоционально наполненных. На самом деле, мне думается, главная тема и одновременно главное действующее «лицо» здесь – человеческое лицемерие. Проявляющееся в самых разных жизненных ситуациях и в самых разных формах. Лицемерием пронизана вся, по сути, жизнь героев, лицемерием наполнены их диалоги, при этом лицемерие приобретает внешне весьма респектабельный вид. А порой даже и просто красиво смотрится. Так, мужской состав выступает, главным образом, в элегантных фраках, женская половина блистает эффектными нарядами, прямо-таки хочется схватиться за карандаш и тут же срисовать замечательный фасончик. Хотя, разумеется, отдаешь себе отчет в том, что в нашей унифицированной, упрощенной повседневности все это невозможно носить. Непрактично, слишком броско. Современники на улице не поймут. Но костюмеры и художник поработали очень вдохновенно, обряжая лицемерие в более чем приличные одежды. И это правильно: ему именно и свойственно прикрываться прекрасно-лживыми личинами, способными очаровать, вскружить голову, а проще говоря – пустить пыль в глаза. Каждый персонаж, каждая сценка, вся цепочка событий овеяны этим настроением, и когда публика хохочет над комичными ситуациями, и когда вскипают на сцене почти трагические страсти. Ох уж эти страсти!
Вообще весь спектакль сделан с явным вдохновением, порой даже как-то… перехлестывающим через край. Чувствуется почерк режиссера, с которым можно по этому поводу спорить, но у которого никто не отнимет присущей ему ярко выраженной манеры. Валентин Бирюков не раз уже демонстрировал эту смелость в гротескном противопоставлении «великого» и «смешного», между которыми у него порой не то что одного шага не остается, а они буквально дышат друг другу в лицо. Очень удачно срабатывает этот прием в отдельных комедийных сценах и эпизодах, в поведенческих нюансах героев, в использовании актерского потенциала, что называется, на всю катушку. А вот если говорить о цельной концепции постановки, тут перед нами открывается простор для сомнений и дискуссий.
В один вечер мы словно увидели два абсолютно разных спектакля – до антракта и после него. В первом действии нам было не только весело, но и просто интересно следить за раскруткой интриги на не новую тему «если друг оказался вдруг», то есть обманщиком, умудрившимся обвести вокруг пальца сразу трех друзей, трех мужей. С удовольствием наблюдаешь за мужским трио, представленным заслуженными артистами РФ Виктором Ананьиным, Александром Ростовым и Михаилом Мальченко. Как изящно и легко демонстрируют они истинные характеры своих героев в непредвиденной ситуации, как точно и смело «рисуют» их черты. Флегматичный нарцисс Хавьер (В. Ананьин), романтичный педант Максимо (А. Ростов), добродушный циник Хорхе (М. Мальченко) - каждый по-своему пытается выкарабкаться из общего для всех щекотливого положения. И все вместе являют великолепный ансамбль, в котором каждый исполнитель и сам талантлив, и чутко улавливает остальных, давая и им возможность реализоваться. Примечательно, что этот славный тандем силен лишь в своем единстве, а как только сюжет и режиссер разводят их, неведомо куда улетучивается их былой шарм, и каждый становится по-своему скучен. Кажется, и актерам такая немотивированная «ломка» характеров неприятна: только что было так интересно, так азартно жить на сцене, и вдруг они словно выброшены из канвы спектакля. Да ведь и сама канва изменилась кардинально.
Второе действие не просто контрастирует с первым по стилю и настроению, налицо дисгармония, смешение жанров и целей постановки. Хотя такая резкая смена дает возможность наиболее широко показать своих героев двум другим исполнителям – народной артистке РФ Наталье Зубковой и заслуженному артисту РФ Михаилу Новакову. Собственно, во второй части спектакль становится этаким театром двух актеров, все остальные линии блекнут на глазах, режиссерское внимание – только этой главной паре. Для спектакля это плохо, для двух актеров – хорошо. Названный дуэт работает не менее слаженно, чем упомянутое трио мужчин. Они играют страсть – мощно, эмоционально, виртуозно пользуясь всеми подобающими тому сценическими приемами. Он – талантливый мерзавец, приятный во всех отношениях, ловко снимающий пенки бытия. Она – красавица плюс ходячая добродетель, умело прикрывающаяся личиной образцово-показательной непорочности. И оба – этакие великолепные обманщики, даже в своей страсти оставляющие место лицемерию. Битва характеров Ады (Н. Зубкова) и Густаво (М. Новаков) представлена в любимом стиле постановщика – стиле, близком к грубым мазкам живописца на полотне, без полутонов, без «ненужных» мелочей. Но сбитый с толку зритель явно озадачен: а о каком же заявленном «тройном» совершенстве собственно речь? Все внимание сосредоточивается (и ограничивается) на отношениях двоих, для чего тогда были нужны все ранее сыгранные линии – сказать уже трудно. Здесь, по-моему, спектаклю ощутимо недостает того психологизма, который обычно закладывает в свои пьесы Касона, психологизма иной, тончайшей пробы, строящегося на нюансах, на негромких интонациях, а то и много говорящем молчании…
"Попутно" выпадают из канвы спектакля два других персонажа – немножко игры у Людмилы Дюженовой и почти совсем ничего – у Светланы Колгановой. Если первой отпущены небольшие сценки для хотя бы пунктирного изображения слащаво-глупенькой Леопольдины, то вторая практически обречена на молчание и бездействие. Но, увы, это совсем не то молчание, каким до глубины души поразила С. Колганова год назад в своей крошечной роли в спектакле «Странная миссис Сэвидж»: ей там и не нужно было ничего говорить, она играла безмолвное отчаяние одними почти глазами, и эти глаза помнишь спустя год! Здесь облик ее персонажа – бессловесной «никакой» Женевьевы – сводится к уровню статиста, вводимого для массовости. Обидно за хорошую актрису, но и за ее героиню тоже: обе оказались лишними в спектакле. Не знаю, как там в пьесе, но на сцене линии этих двух «совершенств» - Леопольдины и Женевьевы выглядят обрывочно-куцыми, упрощенными, схематичными. Даже если постановщик счел необязательным раскрывать полнее судьбы двух «не главных» семейных пар, желательно все-таки было что-нибудь придумать в оправдание их присутствия во втором действии особенно. Пусть штрихами – но яркими, достающими зрительское внимание и сердце. Складывается впечатление, что режиссер делает это лишь в тех случаях, когда его самого что-то уж очень увлечет. Здесь он увлекся одной «идеальной парой» лицемеров, тогда, может быть, и озаглавить спектакль следовало как-то иначе, ближе к тому, что нам в нем предлагается?
Вот так, разорванным на две несовместимые по своему духу, да и по форме части видится спектакль. Уважая право постановщика на собственные версии и трактовки, не могу все же согласиться с тем, что получилось в итоге. А получился жанровый и стилистический разнобой, и это отнюдь не на пользу всему действу. Как уже не раз бывало в ставропольском театре, выручают профессионализм актеров и… доброжелательность публики. Которая, еще раз это подчеркну, обязательно будет ходить на этот спектакль, будет с радостью аплодировать и дарить актерам цветы. У нас это принято, но и делается от души. Да и заслужили актеры эту любовь. Как ни мало присутствует на сцене, например, Светлана Колганова, но зритель-то помнит и любит! Вот только потом, отхлопав ладошки, выйдя на улицу в по-вечернему темный город, зритель, быть может, и задумается: что же он увидел? То ли комедию нравов и положений, то ли трагедию «с надрывом», и при чем тут «тройное» совершенство? Но это будет уже потом…

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
