Взгляд провинциала с оттенком нежной грусти
Владимиру Яковлевичу Грибачеву удалось прожить без особых обид, без поз и роли адепта какого-либо новомодного направления в искусстве. Он говорит, что в любом направлении ценит лишь профессионализм и духовность. Сущность его жизни - многолетний упорный труд, начавшийся еще в юные годы.
Родился художник в с. Стародубском Буденновского района Ставропольского края в 1949 г. Детство прошло на селе, в школьные годы подрабатывал на элеваторе и, заработав там денег, уехал поступать в Орджоникидзевское педагогическое училище на отделение рисования и черчения. С собой на вступительные экзамены привез альбом зарисовок. Выставка студенческих работ в залах педучилища показалась ему недосягаемо прекрасной. «С перепугу», как он выражается, сдал все экзамены на пятерки и поступил сразу на второй курс.
- Сначала дела шли туго. Рисунок вел художник В. Глодов, живопись - заслуженный художник РСФСР Н. Жуков. Они посоветовали для начала делать зарисовки. Делал их по 100-150 в день и постепенно выровнялся в мастерстве со второкурсниками. В 1969 г. В. Грибачев закончил училище и приехал в с. Покойное преподавать рисование и черчение. Познакомился с молодой девушкой, филологом Ларисой Михайловной, которая стала ему верной женой и матерью двоих детей. Позже переехали в Буденновск. Много работали. Для творчества оставалось лишь свободное от работы время. Ездил в Осетию на выставки. В 1977 г., когда в Буденновске стали строить крупнейший в Европе завод пластмасс, сделал огромные по размеру линогравюры, посвященные этому строительству. Черно-белые гравюры изображали котлованы, стройку, рабочих. Их с удовольствием приняли на краевую выставку в Ставрополе. В 1978-1984 гг. Владимир Грибачев учился заочно в Кубанском государственном университете на факультете художественной и технической графики. Собственноручно изготовил офортный станок и стал делать офорты, посвященные родным местам: хлеборобы, земельные угодья юга, природа наших мест. Офорты имели успех на выставках, закупались. В качестве поощрения молодому художнику предоставили возможность ежегодно бывать в Доме творчества художников-графиков «Челюскинская» в Подмосковье. Там он встречался с цветом отечественной графики, знаменитостями 80-х годов: В. Куприяновым, А. Ливановым, В. Рузановым, А. Димко, С. Миклашевичем... Все эти люди, такие разные, оказали на него глубокое позитивное влияние. Они же смогли разглядеть его главную внутреннюю суть - любовь к провинции, к родным местам. Любовь с оттенком нежной грусти.
От копирования природы художник обратился к философскому осмыслению жизни. Провинциалу, как говорит Владимир Яковлевич, всегда обидно, что информация в провинцию доходит с искажениями. Провинция заброшена, находится на обочине жизни, и все же она дорога сердцу художника до боли. Грибачев гравирует целую серию офортов, посвященных провинции. Вот лист «Игроки» - из огромной темной массы деревьев пробивается на стол у дома луч самодельной лампы. За столом играют в карты. Где-то среди степей, деревьев пробивается росток обычной провинциальной человеческой жизни, которая бьет, как источник духовной теплоты, единения. В листе «Свадьба идет» сквозит та же нота печали и теплоты. Люди, изображенные художником несколько утрированно, маленькими, бесшабашно веселыми, бредут в огромном, как бы подавляющем их пространстве. Этот прием позаимствован у представителей голландской бытовой живописи XVI-XVIII вв. Есть в листах о провинции и трагические ноты, фантасмагории. Например, на одном из листов головы людей превращаются в воздушные шары и улетают в небо. Человек хрупок и одинок перед небесами, которые уносят его за собой.
Любовью и нежностью к родным местам, трудолюбивым виноградарям Буденновска наполнены яркие гротескные и чем-то напоминающие живопись прошлых веков листы из серии «Песнь молодого вина». Работы Владимира Яковлевича приобретают виднейшие галереи Европы, охотно раскупают и русские меценаты в Москве. Упал железный занавес, и новое русское интересное, высокопрофессиональное искусство пошло валом на западного покупателя. Тогда было время покупательского бума на русскую живопись и графику.
Художник с удовольствием пишет и живописные работы - «Носильщик», «Бомж». Кстати, его бомж - реальное лицо. Этот человек в нелепом длиннополом пальто приходил к художнику и говорил, что хочет купить за приватизационный чек квартиру. Наивно и трагично...
В 1994 г. В. Грибачев устраивает в Ставрополе персональную выставку из 70 работ и переезжает в Ставрополь. Со временем становится директором художественного фонда и много делает для того, чтобы узаконить существование Союза художников России и его собственности. Только в 2003 г. он покидает пост директора фонда. В творчестве начинается в эти годы «роман» со Ставрополем. Он пишет портреты своих знакомых, писателей, историков, ретроспективные портреты исторических деятелей России. Делает и заказные работы - в основном это огромные триптихи, посвященные архитектуре города. Чтобы создать их, предварительно сделаны десятки акварельных вариантов. Современные здания сочетаются с историческими. Есть и виды утраченных сооружений - Троицкого собора (1830), Преображенской «базарной» церкви (1830), Кафедрального собора на горке. Селянин Грибачев влюбляется в город, ставший его второй родиной, и плодотворно и ярко реализует себя в его изображениях: это гравюры с малых мещанских домиков, каменных порталов, которые вот-вот канут в прошлое.
В последнее время В. Грибачев обратился к еще одному интересному для художника делу - иллюстрированию книг. Для греческой общины он проиллюстрировал книги «Самый блистательный губернатор» и «Свято-Успенский Афонский монастырь». Сейчас Владимир Яковлевич с увлечением готовит монументальное историческое полотно, посвященное исходу греков из Понтии из-за религиозных гонений. Эскиз к этому полотну великолепен по рисунку, композиции и напоминает почерк великих русских классицистов XIX в.
Свой 55-летний юбилей художник встретил достойно. Многое сделано в творчестве, в административной деятельности, и, конечно, многое еще впереди. p5 Владимир ГРИБАЧЕВ на "Вернисаже"

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
