Дизайн прощается с дилетантами
В России история современного дизайна началась около полутора десятков лет назад, в годы, когда наша держава взялась активно осваивать рыночные отношения. В крупных столичных мегаполисах «индустриальное искусство» уже заняло подобающее ему место, но в глубинке к дизайнерам пока еще относятся в большей мере как к вольным художникам, которые сидят и выдумывают что-то красивое. Хотя дизайнера, скорее, можно охарактеризовать как человека, который определяет идеологию предмета, над которым он работает, – будь то мебель, интерьер, модное платье, танк или визитная карточка. Поэтому трудно переоценить всю значимость фестиваля «Феродиз», который уже шестой год не только выявляет молодые дарования во всех областях дизайнерского искусства, но и помогает понять многочисленным посетителям выставок и показов, каким красивым и удобным может стать окружающий мир, если в нем будет больше талантливого дизайна…
Нынешний фестиваль для Железноводска особенно знаменателен, поскольку в нем участвует первый выпуск Железноводской высшей школы дизайна, которая некоторое время назад получила статус филиала Ростовской академии архитектуры и искусства. Работы молодых железноводских дизайнеров жюри оценивало наравне с работами учеников самых престижных и известных российских школ (в фестивале принимают участие более 300 человек практически из всех регионов страны и даже из ближнего зарубежья).
Начался «Феродиз-2004» с открытия выставки. Здесь на суд зрителей и жюри, которое возглавляет вице-президент Союза дизайнеров России, лауреат Государственной премии, профессор Сергей Михайлов, были представлены самые разнообразные работы: архитектурные проекты, издательская полиграфия, керамика, промышленная графика, каллиграфия, фотоэтюды… Всего и не перечислишь. И пока члены жюри внимательно оценивали только им видимые достоинства и недостатки, масса зрителей либо просто любовалась наиболее яркими работами, либо недоуменно хмурилась в попытках понять смысл какой-нибудь чрезмерно абстрактной композиции…
Здесь же, на выставке, удалось поговорить с мэтром российского дизайна Сергеем Михайловым.
- Сейчас в России просто какой-то дизайнерский бум, – сказал он. - Совсем недавно закончился международный смотр дипломных проектов в Волгограде, часть их экспонируется и на этой выставке. Буквально на днях завершился фестиваль в Ижевске, и вот - фестиваль в Железноводске. То, что происходит здесь, достойно всяческих похвал: в Железноводске сумели буквально на пустом месте создать высшую школу дизайна, сделать традиционным и популярным фестиваль. А ведь рядом нет ни известных вузов, ни высокопрофессиональных дизайн-студий. И тем не менее то, что мы здесь видим уже шестой год, просто восхищает. Надо сказать, что одна из работ железноводской школы уже экспонировалась на международном смотре-конкурсе и получила там диплом второй степени. Это говорит о многом – первый блин не комом… А то, что делают наш уважаемый мэтр – эмальер Николай Вдовкин и его студенты, вообще выше всяких похвал.
- Сергей Михайлович, сегодня есть масса компьютерных программ, чуть-чуть изучив которые можно что-то «ваять» В результате появилась куча народа, которая гордо называет себя дизайнерами, производя откровенный кич - быстро и за копейки. Как с ними смогут конкурировать молодые дизайнеры с образованием, которые подходят к своему ремеслу не просто творчески, но и со знанием дела? Ведь и стоить такая работа будет дороже, чем работа дилетанта…
- Компьютерные технологии – это ни что иное, как инструмент в руках художника. Но думает-то он головой! Сегодня за рубежом в большом почете ручная графика, поскольку там погоня за компьютерными технологиями привела к тому, что многие дизайнеры практически не умеют рисовать. То, что у нас сегодня происходит на рынке дизайна, безусловно, не является положительным моментом. Когда человек без специального образования делает работу за копейки, как правило, он просто не в состоянии выполнить ее так, как должно и, что самое главное, он этого не понимает в силу своей некомпетентности. С этой точки зрения, лучшей защитой от дилетанта будет сам потребитель. Если вы приходите в магазин и видите, что хорошая колбаса стоит двести рублей, а в другом магазине она стоит тридцать рублей – вы ведь поймете, что это уже не та колбаса? Так и здесь: когда потребитель поднимется на такой уровень, что сможет правильно оценить работу дизайнера, - все будет в порядке. Я уже знаю примеры, когда заказчики отказывались от услуг дизайнера-самоучки. И будем надеяться, что время дилетантов все же уйдет в прошлое…