Работа над чужими ошибками
В профессиональном лицее №18 г. Ставрополя ребята не только осваивают рабочую специальность, но и имеют возможность рассказать психологу и педагогам о своих трудностях, семейных проблемах, услышать в ответ слово поддержки.
Лицей существует с 1968 года, и сегодня в нем получают специальности закройщика, станочника, электромонтера, портного, автомеханика, конструктора-модельера 410 человек. Каждому мастера и педагоги стараются уделять особое внимание, следя за тем, чтобы ученик был полностью вовлечен и в процесс обучения, и в общественную жизнь лицея. В начале нового учебного года среди первокурсников проводится анкетирование, с помощью которого педагоги узнают социальный состав лицеистов, в частности, ребят из малоимущих или неблагополучных семей, а также оставшихся без попечения родителей. К каждому подростку, состоящему на учете в милиции, и к сиротам «прикрепляется» наставник, который по сути заменяет ребенку родителей.
- Мы прежде всего страемся понять, каков «климат» в семье ученика, - поясняет директор лицея Владимир Кабаков. – Ведь если дома ребенок не получает достаточного внимания, или, того хуже, постоянно находится в состоянии стресса, то он, конечно же, замыкается в себе, испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Появляются проблемы и в учебе. Наши мастера-наставники – это не просто учителя, передающие свои навыки и умения, это еще и психологи. Они всегда готовы выслушать ребенка и помочь ему. Мы пытаемся создать условия, при которых дети смогут раскрыться, избавиться от различных «комплексов».
Большое внимание уделяется также и физическому здоровью учеников: в лицее наряду с популярными у ребят спортивными соревнованиями по волейболу, футболу, баскетболу проводятся классные часы, посвященные здоровому образу жизни. Причем, не формально и сухо, а в живой, занимательно-познавательной форме.
Помощь малоимущим детям или сиротам, естественно, не сводится к одной только – пусть и чрезвычайно полезной –консультации психолога. Желательна и материальная поддержка: вот почему педагоги нередко заняты поиском спонсоров, способных выделить деньги на одежду ребятам, книги, спортинвентарь. При первой возможности ребята в дни каникул трудоустраиваются, что хотя бы отчасти решает их сложное материальное положение. Это, кстати, еще и помогает подросткам избавиться от иждивенческих настроений, приучает к самостоятельности.
Преподавательский коллектив лицея делает максимум возможного как для исправления «неисправимых», так и для помощи сиротам. Нередко результатом становится обращение к правоохранительным органам с предложением убрать из списка «трудных» ребят, соблюдающих дисциплину, хорошо зарекомендовавших себя в учебе. Надо ли говорить, какая это радость и для ребят, и для их воспитателей…
И все же даже окруженные заботой со стороны мастеров и психологов трудные дети не могут иметь того, на что, казалось бы, имеют полное право, - семейной поддержки и опеки. Чужой человек, как бы ни хотел он стать родным, сколько бы ни делал добра, не сможет заменить любящих маму и папу. Поэтому в лицее успешно действует план «перевоспитания» самих родителей. Непривычные для обычных школ собрания каждые три месяца сводят за одним столом психологов, учителей, детей и их родителей. При этом ребенок не боится таких «семейных советов», потому что беседы носят не официальный, а, наоборот, дружеский характер. Владимир Кабаков считает, что такая практика лучше помогает добиться взаимопонимания родителей с детьми. При этом, убеждены педагоги, ошибки в воспитании нужно исправлять как можно раньше, пока безразличное отношение к ребенку еще не успело стать нормой:
- На наших собраниях мы, например, устраиваем чаепития, как бы приближая обстановку к домашней, за общим столом ребята, их мамы и папы вновь становятся одной семьей. Мастера-наставники и сами навещают неблагополучные семьи, ближе знакомятся с родителями. К сожалению, часто бывает так, что сами родители не могут «дать ума» своему ребенку…
Конечно, никто не рождается ни педагогом, ни психологом. Не случайно появились эти профессии, призванные помочь семье в воспитании юного человека. От семьи же требуется совсем «немного» – всего навсего любить собственное чадо. Пусть случаются в семье педагогические ошибки, это не страшно, их помогут исправить профессионалы.