Колбаса из топора
Отдаем по дешевке, покупаем втридорога
В прошлом году, к примеру, в край было завезено 760 тонн мяса и птицы. Вывезено же в десять раз больше – 7615 тонн. Казалось бы, радоваться надо, вон какая показательная пропорция сложилась. Только говорит она о другом. Сырье закупается у нас, вывозится в другие регионы, перерабатывается там, чтобы со временем вернуться уже в виде колбас и другой готовой мясной продукции, естественно, по цене, в несколько раз превышающей стоимость своего «прародителя» - куска мяса. И вот тому подтверждение: в прошлом году торговые точки края взяли на продажу 7 тысяч тонн колбас из других регионов России. В свою очередь, ставропольцы на чужие рынки смогли поставить только 250 тонн. Известный «Микоян» только за месяц и в один Пятигорск поставляет 70 тонн своей продукции, сырье для которой он черпает в том числе и из нашего края.
Стоит сказать, что в последнее время на ряд мясокомбинатов пришли инвесторы - вышеупомянутой и других столичных фирм. Дела здесь пошли на лад. Местные предприятия, можно утверждать, встали с колен, нормально заработали, выплачивая людям зарплату, выросли объемы продукции. К примеру, на Пятигорском мясокомбинате они даже утроились. Все бы хорошо, да было бы еще лучше, если б занимались здесь не только производством мяса, его отправкой в Москву и другие города, а развивали собственное колбасное направление. Как заметил заместитель министра сельского хозяйства СК Николай Соломко, правительство постоянно нацеливает на это инвесторов.
Не лучше и с молоком, которое вывозится из края той же Карачаево-Черкесией, Краснодарским краем, другими регионами, а затем возвращается к нам, но уже сметаной, кефиром, сыром и другой молочной продукцией. Ничего противозаконного здесь нет. Рынок есть рынок. Запретами дела не решишь. В принципе ставропольскому покупателю все равно, продукцию какого производителя потреблять – своего, кубанского или московского. Лишь бы было качественное и подешевле. Вот и весь секрет покупательского спроса. Только соотношение это не всегда выдерживается.
Соя со следами мяса
Нередко качество продукции «варягов» хромает, причем во многом уступая родной, которая, по оценке специалистов, гораздо лучше – питательнее, вкуснее, а главное – «реальнее», с наличием натурального сырья. Об этом не раз говорили участники недавнего «круглого стола» в министерстве сельского хозяйства, посвященного проблемам молочной и мясной перерабатывающей отрасли края. По словам заместителя главного врача краевого центра Госсанэпиднадзора Ланетты Терзян, за последние годы в крае значительно снизилась доля нестандартной продукции. За первое полугодие она составила 0,9 процента. Это лучший показатель в Южном федеральном округе. В среднем по ЮФО – 2,4 процента.
Помимо этого, в торговых точках бракуется в среднем до 9 процентов завозных продуктов. Это пиратская продукция, к тому же с истекшим сроком годности. В прошлом году из реализации краевой санэпиднадзор изъял 12 тонн молочных продуктов в основном краснодарского производства и 10 тонн мясных изделий из Ростовской и Калининградской областей. Немало нареканий у специалистов к молзаводам Московской области, где, случается, бракуется каждая вторая единица товара – сметана, йогурт и многое другое.
Другая беда – когда под маркой добросовестных авторитетных производителей по краю «гуляют» невесть какие продукты питания. Так, в торговых точках было обнаружено фальсифицированное масло «Крестьянское» якобы Кугультинского маслосырзавода. На самом же деле это был маргарин, к тому же сомнительного качества. Подпольных производителей удалось вывести на чистую воду. Легкие на руку дельцы подделали было и сметану Пятигорского молзавода. Различить липу и оригинал было не так-то просто. Внешне практически все было идентично – тара, этикетка, за исключением одного – на товаре-самозванце вообще не значился год выпуска, были обозначены только число и месяц.
Впрочем, не отличается высоким качеством, вернее, отличными питательными свойствами, и «разрешенная» к продаже продукция, поступаемая из столицы, и при этом весьма популярная – если судить по рекламным роликам по телевидению, на радио, публикациям в прессе.
- Взять хотя бы колбасные изделия «Микоян». Дизайн великолепный. Но в продукции много пищевых добавок и мало самого сырья – мяса, - заметил Николай Соломко.
Притчей во языцех для контролирующих органов стали мясные тушенки, поступающие в продажу под ярлыками «Говяжья», «Свиная» и другие. Это не что иное, как «химия» для обмана покупателей. Продукт, в котором в лучшем случае одна десятая мяса, никоим образом не вправе называться «тушенкой». Честнее и достовернее было бы назвать этот псевдоделикатес не иначе как «Соя со следами мяса», - предложили участники «круглого стола».
Кстати, в Европе существует 500 видов различных добавок, которые используются в пищевой отрасли и направлены прежде всего на удешевление производства. Для производителя это, конечно, оборачивается благом. А вот для покупателя…
Виртуальная сосиска
Рецептуре «колбаса из топора» должен быть положен конец - в один голос сегодня заявляют инспекторы-пищевики. И они, похоже, скоро будут услышаны. С 1 января следующего года вводится новый ГОСТ на вареные колбасы, в которых мяса должно быть не менее 50 процентов.
В краевую торгинспекцию в последнее время поступают жалобы от жителей края как раз на этот вид продукции, в частности сардельки и сосиски по цене 40 рублей за килограмм.
- Наверное, и покупателям надо самим задуматься, что может быть в этих сосисках, когда килограмм мяса у нас значительно дороже, - заметила государственный инспектор по качеству продовольственных товаров краевого управления госторгинспекции Нелли Кузьменко.
Вспомнили еще раз о злосчастных сосисках, которыми отравились 76 детей из Кочубеевского района. Как показал анализ, в сосисках, попавших, кстати, на Ставрополье из далекого Мурманска, по 33 рубля за килограмм, содержалась 21 добавка, а основу составляло мясное сырье, полученное Россией по гуманитарной помощи. Оттого этот продукт оказался таким сказочно дешевым, учитывая, что расходы по его доставке были немалыми.
Работники торгинспекции посетовали на то, что, согласно существующим законам, они могут лишь один раз в год наведаться в торговую точку и проверить качество товаров, да и то по жалобе потребителей. В случае же, если сигнал не подтвердится, проверяемые вправе подать на торгинспекцию в суд, а в следующий приход указать инспекторам на дверь. И ничего тут не поделаешь.
Химия - для провинциалов
Другая головная боль инспекторов - длительные сроки хранения продукции, поступамаемой издалека, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга – 60-90 дней. Как на молочные, так и на мясные изделия. Хотя по законам пищевого производства эти сроки должны быть в несколько раз меньше. Все дело в том, что производители сдабривают продукты консервантом, который и делает их «бессмертными». ГОСТом это не оговорено. Как правило, такой продукции в самой столице не встретишь, искушенные москвичи предпочитают брать все свеженькое. Выходит, что доедать всю эту химию – в полном смысле этого слова - приходится нам, провинциалам.
В свою очередь, министерство сельского хозяйства края обеспокоено тем, что на Ставрополье в последнее время поступает немало продукции из регионов, в том числе Краснодарского края, где отмечается высокий уровень заболевания сельскохозяйственных животных, одно из самых серьезных на сегодня – лейкоз. Где уверенность, что к нам на стол не попадут опасные для здоровья сервелат или сметана?
- Ставрополье сегодня обладает прекрасным производственным потенциалом молочной и мясной отрасли, готовой в полном объеме насытить внутренний рынок и отчасти соседние регионы, - отметил заместитель министра Н. Соломко. - В агропромышленный комплекс края входит 19 молокоперерабатывающих предприятий, 12 мясокомбинатов и 77 цехов малой мощности. Молочных продуктов вырабатывается до 300 наименований, мясных – более 180. Продукция многих из них хорошо известна как в крае, так и за его пределами, не раз отмечалась наградами за высокое качество на всероссийских и международных выставках.
Благодаря поддержке федерального и краевого бюджетов – соответственно 220 и 125 миллионов рублей в виде кредитов – удалось развить производство, наладить выпуск новых видов продукции, а также снизить затраты по ее освоению. Ясно, что двигатель торговли – реклама. Однако в отличие от столичных предприятий, не жалеющих денег на собственную раскрутку, у ставропольских нет таких баснословных сумм. Нельзя забывать и о другом «ключике» успешной деятельности – дизайне продукции. Ведь в первую очередь человек покупает глазами…