Тайна медведя-рыболова
Такая практика – представлять в краевом центре творчество художников из районов и городов Ставрополья - давно существует в СКДНТ. Здесь можно было увидеть картины самых разных авторов – из Изобильного, Донского, Пятигорска, Михайловска… Что касается Николая Стрельцова, то его в Ставрополе уже многие хорошо знают, ведь это четвертая выставка художника в краевом центре.
Очень интересна его биография. Живописи нигде не учился, начинал как самоучка и только уже после Великой Отечественной заочно окончил Народный университет при Институте имени Н.К.Крупской в Москве. Первым художественным опытом стал портрет Пушкина, написанный еще в школе. Потом были копии с работ известных мастеров – Репина, Перова, Шишкина, Саврасова. А после случилась война, куда молодой парень, почти школьник, ушел добровольцем. Довелось Николаю Васильевичу перенести плен и ссылку. Реабилитирован только в… 90-е годы ХХ века.
Тем не менее у Николая Стрельцова почти нет картин, посвященных войне. Всю жизнь его увлекает природа: поваленное дерево в лесу; размытая ливнем проселочная дорога; снежные сугробы с разбросанными по ним пятнами света от фонарей… Основную часть выставки занимают пейзажи, но есть и сценки из сельской жизни, жанровые зарисовки. Или даже больше, чем просто зарисовки. Например, серые утки, так явно радующиеся проливному дождю и от всей своей утиной души резвящиеся в лужах. Ну, как определить жанр этой картины – может быть, «репортаж маслом на холсте»? Кстати, эта работа (и еще несколько других) не продается – уж очень дорога и мила она самому художнику, вложившему в нее нечто большее, чем удачно подобранные краски и точность рисунка.
Удивительно, но факт: пейзажи Николай Васильевич пишет в основном по памяти. Немало работ, случившихся «по впечатлению». Например, «Медведь-рыболов»: лихой мишка, сцапавший живую (пока) рыбку на самом краю небольшого водопада. Ситуация чем-то знакома, не правда ли? Оказалось, что это «живописный» вариант телевизионной рекламы пива. Рекламный медведь-рыболов настолько понравился художнику, что появилась одноименная картина. Бывает, оказывается, и такое неожиданное вдохновение, требующее, однако, хорошего знания живой природы.
Учителями своими Николай Стрельцов считает Шишкина и Левитана. Но и сам Николай Васильевич уже воспитал знаменитого ученика. Это живописец Геннадий Гирик, чьи картины выставляются в музеях Западной Европы.
Конечно, увидеть работы Николая Стрельцова гораздо интереснее, чем прочитать о них. Да и разве можно описать словами «Приближение весны», «Горную тропу», «Ставропольский лиман» или даже того самого веселого медведя-рыболова!