Любить навек: феномен русской жизни
О жизни казачества написаны, по меньшей мере, две великие книги – «Казаки» Льва Толстого и «Тихий Дон» Михаила Шолохова. В советские времена с исчезновением казачьего сословия исчезла и проблема казаков. Думали, что навсегда, но в 90-х годах ушедшего века в «смутное время третьего казачьего сполоха» Россия вновь вступила в реку Истории – началось возрождение казачества. Вот тогда и была написана Владимиром Бутенко первая часть его дилогии – роман «Казачий алтарь». «Я надеялся, – пишет автор в предисловии, – что роман поможет осмыслить казачеству место в истории Отечества». Вторая часть «Властелин и раб» служит, по сути, такой же цели, но, чтобы действительно понять значение этого художественного произведения, мы должны посмотреть на проблемы нынешнего казачества глазами заинтересованных современников, а не любителей «исторического сюжета».
Сегодня мы куда лучше осведомлены о маршрутах «Фабрики звезд», заботах трансвеститов и «золотой молодежи» – а не разрешить ли к употреблению героин?! Жизненно важная информация блокируется из коммерческих и прочих соображений, но некоторых серьезных обстоятельств мы все-таки не можем не понимать. Кавказ – пограничный регион, где традиционно действуют антироссийские силы. Наиболее успешно противостоять этому процессу может сегодня только казачество, исторически подготовленное к этой роли. В состав Российской империи входило 12 казачьих областей, а войско казаков представляло собой первоклассную боевую силу. Высокие нравственные качества донского казачества проявились в войне 1812 года… Иными словами, казачество – и это самый ценный для нас итог – представляет собой уникальный пример соединения свободы и служения Отечеству. Таковы предпосылки нашего интереса к дилогии Владимира Бутенко.
Материалом для художественного исследования послужили малоизвестные события Великой Отечественной войны, происходившие на Северном Кавказе и в Западной Европе. В центре повествования – драматическая судьба казачьей семьи Шагановых. Далеко не этнический интерес представляют характеры простых станичников и атаманов, их нравы, речь, верность казачьим традициям… В гуще казачьей жизни выработались особые качества, которые в силу исторических обстоятельств не столь явлены во всем народе. Но, пожалуй, самым ярким достоинством романа оказалась способность автора осветить подлинные причины раскола казачества в годы войны. Этой задаче служат его герои, известные исторические личности – писатель Иван Бунин, атаман Краснов, комкор Селиванов, вожди «третьего рейха»…
…Лев Толстой, столкнувшись в XIX веке в наших краях с казачеством, оказался перед явлением природной стихии, понятой им как правда и космос. О Марьяне он говорит: «Девка, которую Бог сделал» – не красивая, а красавица… Мы же в своем третьем тысячелетии стоим перед задачами гораздо более земными, и в казаках ищем порядок, человечность, силу. Это земное чувство оставляет знакомство с романом нашего земляка «Любить навек»…