На техосмотр – становись!
Процедура гостехосмотра у нас на Ставрополье является «головной болью» не только для многотысячного отряда автолюбителей и водителей-профессионалов, но и для сотрудников Госавтоинспекции, работников диагностических станций. Вроде бы цель у всех одна – обеспечить безопасность дорожного движения. Однако подходы разные, зачастую диаметрально противоположные. Водители стремятся пройти техосмотр с «наименьшими потерями», а милиционеры позже вынуждены констатировать, что причиной каждого четвертого дорожно-транспортного происшествия в крае является неисправность транспортных средств. Где здесь «подводные камни»? Как добиться, чтобы все без исключения автомобили и мотоциклы были проверены с достаточной степенью надежности? Об этом шла речь в беседе корреспондента «СП» с начальником Управления ГАИ ГУВД СК полковником милиции Борисом БУЛГАКОВЫМ.
- Отчасти, от бедности, отчасти от жадности. Правдами и неправдами все большее число автовладельцев пытаются «сэкономить» на приобретении запчастей. Ездят на «лысой» резине, забывают менять тормозные колодки, не устраняют люфты в рулевом управлении…
На той развалюхе, о которой вы рассказываете, хотя бы тормоза и рулевое управление оказались исправными. Но бывает еще хуже: «успешно» проходят гостехосмотр транспортные средства с несправными осветительными приборами, другими дефектами, угрожающими безопасности дорожного движения. Отсюда, наверное, и удручающие результаты: в минувшем году на территории края совершено 2959 дорожно-транспортных происшествий, причиной 22 процентов ДТП явились технические неисправности.
- Товарищ полковник, наши читатели знают вас как искреннего и предельно откровенного офицера. Именно поэтому спрашиваю: кто, на ваш взгляд, виновен во всех этих безобразиях?
- В первую очередь, наверное, недобросовестные сотрудники станций диагностики. Но не только они. Гласные и негласные проверки показали, что госавтоинспекторы (а нередко и их начальники) неправомерно выдавали талоны о прохождении ГТО. За грубые нарушения правил проведения гостехосмотра подвергнуты дисциплинарным взысканиям начальник отделения ГАИ Лермонтовского РОВД, госавтоавтоинспекторы Новоалександровского, Туркменского райотделов.
Выявлены и другие недостатки. Например, за 2003 год на техосмотр было представлено около 70 процентов от общего количества зарегистрированного в крае транспорта. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась на территориях ОГАИ Степновского (47 процентов) и Изобильненского (57 процентов) районов. Что ж это получается: более половины автомашин и мотоциклов в этих районах вообще без техосмотра эксплуатируются?
Несмотря на то, что во всех городах и районах Ставрополья созданы автоматизированные базы данных о результатах государственного технического осмотра, не налажена еженедельная передача электронной почты в управление ГАИ. Мало того, проверка лиц и транспорта по розыскным базам зачастую проводится формально, с задержками и не в полном объеме. Потому и показатели по выявлению «криминального» транспорта не радуют: в ходе проведения гостехосмотра в минувшем году выявлено всего 47 единиц транспортных средств, узлы и агрегаты которых значились в розыске, и 492 единицы – с признаками подделки или несоответствия номеров узлов и агрегатов. Немало нареканий было в адрес госавтоинспекторов Арзгирского, Александровскго РОВД. А в отделениях ГАИ Лермонтовского, Новоселицкого, Туркменского РОВД за 12 месяцев не выявлено ни одного(!) транспортного средства, узлы и агрегаты которого значились в розыске или имели признаки подделки или несоответствия номеров узлов и агрегатов.
- А каков выход из создавшегося положения?
- Он ненов: в текущем году краевая Госавтоинспекция значительно усилит надзор за работой стационарных и передвижных станций диагностирования, пунктов проверки транспортных средств вне зависимости от форм их собственности. Спрос с тех, кто формально или халатно подходит к проведению техосмотра, будет жестким, вплоть до лишения лицензий.
Особые требования будут предъявлены к техническому состоянию транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки (особенно маршрутные такси) и перевозящих крупногабаритные и опасные грузы. На особый контроль будет взято выполнение требований госстандартов по нанесению контурной световозвращающей маркировки на транспортные средства большой длины и грузоподъемности. Тут все должно работать как часы. Не останется без внимания и внешний вид автомобилей. Так что водителю «Москвича»-развалюхи, о котором уже шла речь, тоже надо крепко подумать, прежде чем представлять машину на техосмотр. Инспекторы-то теперь пуганые.
- Борис Федорович, сейчас по городу беспрепятственно разъезжают машины, «распопугаенные» различной рекламой. Они что, вне зоны действия ГАИ?
- Ну, почему же? Ни одно транспортное средство не пройдет гостехосмотра, если реклама, изображенная на кабине и кузове, не отвечает установленным требованиям или не согласована с территориальными органами Госавтоинспекции.
- И последний вопрос: в декабре минувшего года вышло постановление правительства РФ, согласно которому транспорт, не прошедший в установленные сроки гостехосмотр, будет задерживаться. Что это означает на практике?
- Меры будут предприниматься жесткие: машины, мотоциклы, другие транспортные средства, имеющие неисправности тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства, будут помещаться на охраняемые стоянки. Их эксплуатация будет категорически запрещена, вплоть до снятия государственных регистрационных знаков.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
