Мир, где нет читателей?
В нашей стране в последнее десятилетие существенно изменилась ситуация с чтением, в том числе и детским. В худшую сторону. Вряд ли мы уже можем называться «самой читающей нацией»… Специалисты - педагоги, библиотекари, литераторы – уже, кажется, устали бить тревогу по поводу отлучения ребенка от книжной полки. Однако библиотеки все-таки у нас существуют, а издательское дело вообще получило мощный импульс развития. О том, как сегодня складываются взаимоотношения «ребенок и книга», наш корреспондент попросил рассказать Людмилу Белузу, директора краевой детской библиотеки им. А. Екимцева.
- Людмила Михайловна, число читателей вашей библиотеки перевалило за пятнадцать тысяч – внушительная армия юных книголюбов. Думаю, вам, как никому другому, хорошо знакомы проблемы детского чтения, о которых так много говорится в последние годы. Меняется ли ситуация и в какую сторону?
- Действительно, мы часто говорим о том, что дети отошли от книги, привлеченные видео, компьютерами и прочими техническими соблазнами цивилизации. Ситуация в самом деле тревожная. Изменился и тот читатель, который идет в библиотеку. Вырос процент ребят, приходящих в читальный зал только с конкретно «узкой» целью – подготовить реферат, а не за тем, чтобы что-то почитать для души. Налицо такой прагматично-упрощенный подход к печатному слову, когда достаточно лишь просто полистать журнал. И хотя наша библиотека старается выписывать наиболее познавательную периодику, подобная тенденция вызывает озабоченность. А тут еще и перекосы в издательском деле, когда наряду с замечательными энциклопедиями, словарями, с прекрасными переизданиями классики чрезвычайно мало печатают книг современных авторов. До нас они, если и издаются, практически не доходят. Явно не хватает литературы для подростков. И у нас в крае много ли писателей, откликающихся на проблемы подростков? Можно назвать разве что И. Аксенова из Новопавловска с его повестью о современной школе «Спящая собака»… А все это вместе и создает атмосферу не самую благоприятную для развития у детей интереса к книге.
- В свое время в стране существовал ставший ныне как бы непопулярным социальный заказ, когда детской литературе отдавался значительный приоритет. И хотя полиграфическое качество изданий тех лет было не самым лучшим, содержательная сторона, поддерживаемая прежде всего государством, предоставляла ребенку богатый выбор литературы.
- Сейчас на самых высоких уровнях обсуждается вопрос о создании в Москве Института детской книги, который бы и взял на себя функции регулирования и развития детского чтения. Правда, решение пока не принято, но мы на него надеемся! Добрым знаком для нас стал и факт обсуждения в конце 2002 года на парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ проблемы библиотечного обслуживания детей, причем обсуждения довольно острого, с серьезными выводами. Там было четко сказано: детское библиотечное обслуживание требует радикального улучшения, иначе стране грозят невосполнимые интеллектуально-культурные потери! Правительству предложено разработать и осуществить целый ряд целевых программ для решения назревших вопросов. Все это нас обнадеживает. Тем более что и на уровне правительства края, и нашего министерства культуры мы также ощущаем положительные перемены в данном направлении. Так, в последние три года возобновлено централизованное комплектование библиотечных фондов, библиотеки края получили очень интересные комплекты детской литературы в рамках Мега-проекта «Сельская библиотека». Есть намерение министерства культуры края продолжить сотрудничество с фондом «Пушкинская библиотека» по новому проекту – «Внеклассное чтение». Должна заметить, что пока он действует только в пяти регионах России и Ставрополье входит в это число. Проект предусматривает литературу как художественную, так и познавательную, наш край получит 360 комплектов книг. Словом, даже то, что мы начали ощущать к себе внимание со стороны власти и пусть пока небольшую, но конкретную помощь, придает нам силы. Хотелось бы только, чтобы ситуация быстрее менялась к лучшему!
- А может быть, мы излишне драматизируем ее? Ведь в конце концов компьютер тоже несет знания, причем на новом уровне, который привлекателен для нового поколения.
- Знаете, споры об этом идут даже в нашей библиотечной среде, разделившейся на сторонников традиционной библиотечной системы и тех, кто отдает будущее информационным технологиям. Часть коллег считают, что вскоре вообще останутся только диски, базы данных и Интернет… Но я бы сказала, что информативное чтение проходит совершенно на ином эмоциональном уровне. При чтении именно книги в человеке идет своя внутренняя работа, создание собственных образов. А для ребенка, чье сознание и душа только формируются, такая работа и необходима, и очень важна. Мне ближе позиция тех, кто полагает, что переживаемый ныне период соревновательности информационных технологий и книги со временем пройдет и все встанет на свои места.
- Это напоминает тоже весьма ожесточенную в 70-е годы минувшего века борьбу театра, кино и телевидения, когда театру, например, предрекали неминуемую кончину. Однако потом жизнь показала, что нужно все – и то, и другое, и третье. У каждого свои задачи.
- Совершенно верно. Мы переживаем момент встраивания современных коммуникативных технологий в сложившуюся ранее систему. Они, конечно, расширяют возможности познания мира, но книга по-прежнему нужна! Посмотрите, ведь не случайно в напрочь компьютеризированной Японии официально ограничили общение ребенка с компьютером, которое в начальных классах вообще запрещено. И японцы все поголовно чи-та-ют.
- Ну у нас, наверное, тоже еще не все забыли, каким массовым читателем обладали библитеки.
- Дело в том, что сама жизнь общества сегодня заставляет человека прежде всего думать о материальном достатке. И в результате получается, что родителям уже некогда почитать ребенку на ночь сказку… А ведь с семьи прежде всего начинается не только физическое, но и духовное развитие человека. Особенно это важно при достижении дошкольного возраста, как некой отправной точки роста. Очень жаль, что уходит в прошлое культура чтения вслух, семейного чтения, как совершенно особого пласта воспитательного процесса. А дальше, когда ребенок пошел в школу, к этому, увы, добавляются и недоработки школьных педагогов. Ведь не секрет, что уроки литературы порой проходят как-то формально, в административно-приказном стиле, что просто отбивает интерес ребенка. И тут библиотеки могут очень эффективно сотрудничать с педагогами. Естественно, при заинтересованности последних. Такой опыт у нас есть, и, скажем так, очень разный, если не парадоксальный. Например, мы привлекали к участию в наших авторских программах – «Интеллект-класс», «Радостное чтение», «Край, где тебе посчастливилось жить», – рассчитанных на старший, средний и младший школьный возраст, учеников и учителей частной и общеобразовательной школ. Так вот в частной дело не пошло, хотя, казалось бы, там-то как раз больше возможностей для индивидуальной работы с детьми. Но педагоги оказались не готовы к тому уровню, который мы им предложили: установка на углубленное понимание произведения, его автора, времени, в котором он жил… А в «обычной» школе наша система работает успешно.
- Людмила Михайловна, согласитесь, библиотека в значительной степени зависит от того, идет в нее читатель или не идет. Те же ребятишки могут бегать по улице рядом, но – мимо! Как вы пытаетесь в нынешней ситуации привлечь ребят?
- Конечно, мы об этом думаем постоянно. Недаром ввели должность заместителя директора по связям с общественностью. Пробуем выходить на средства массовой информации, даже подготовили первый рекламный ролик по нашей акции «Время читать». Собираемся и дальше развивать эту работу. Вот на основе рисунков ребят по любимым книжкам издали календарики, готовим социальную рекламу в виде листовок, чтобы распространять ее в общественном транспорте, по тем же школам, учреждениям. В дни летних каникул привлекаем к участию в наших мероприятиях ребят из школьных лагерей отдыха. И внутри библиотеки постоянно идет массовая работа – информ-минутки, библиографические обзоры, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, дни дошкольника. Очень популярны у нас читательские выставки-бенефисы, на которых ребята делятся своими впечатлениями от прочитанного, рассказывают, какая книга и почему понравилась, советуют друг другу, что прочесть… Свой вклад уже вносит и новый наш специалист – библиотечный психолог.
- Словом, и идете «в люди», и к себе приглашаете.
- Иначе нельзя. Сегодня вообще нужна такая, знаете ли, экспансия продвижения в общество идеи ценности чтения. Надеемся в октябре совместно с министерством образования провести краевой съезд библиотекарей, где будут обсуждаться Концепция библиотечного обслуживания детей, целевая программа «Читающие дети Ставрополья», в осуществлении которых предполагается объединить усилия многих заинтересованных структур. Особого внимания ждут сельские библиотеки, где читают более 136 тысяч ребят, это почти треть всех читателей на селе. Там чрезвычайно - на 70-80% – изношены и почти не обновляются фонды, практически нет аудио- и видеоаппаратуры. Есть сельские филиалы, не получающие ни одного периодического детского издания! Мы с этим сталкиваемся, общаясь с коллегами в районах, поскольку библиотека им. Екимцева является краевым методическим центром библиотечного обслуживания детей.
- Не могу напоследок не спросить, что же читают сегодня ребята, каковы их литературные предпочтения?
- Тут однозначно не ответишь, разные интересы. Что остается неизменно – любовь малышей к сказке. Ребята постарше увлечены детективами, фантастикой, приключениями. Вот по итогам акции «Время читать» мы подготовили сборник (пока не изданный) детских размышлений о книге, там можно проследить эти предпочтения. Для нас же главное – дети еще читают. И будут читать, если мы, взрослые, им поможем.
«Как можно не любить книги? Я в неоплатном долгу перед ними. Они открыли мне много истин, подарили благородные образы, поддерживали, ободряли, наставляли, врачевали в трудные минуты жизни, спасали от одиночества. В обществе книг я получаю истинное наслаждение» – Ира Кравченко, 15 лет, п. Средний Александровского района.
Из сборника «Время читать».

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
