Поколение без языка?
Клара Штайн, профессор кафедры современного русского языка Ставропольского государственного университета, доктор филологических наук, руководитель одной из секций съезда.
- Клара Эрновна, не кажется ли вам тревожным то, что в последнее время происходит с русским языком? Нарушаются языковые нормы, все более безграмотными выходят из стен средней школы выпускники. Мы перестали быть самой читающей страной в мире…
- Вы знаете, периодически в разных аудиториях мне доводилось участвовать в дискуссиях на эту тему. Я относилась к подобным утверждениям спокойно и даже несколько иронично. На самом деле язык разрушить не так-то просто: он имеет исторические корни, закреплен в огромном количестве литературных текстов, существует образованная часть населения как его носители. Язык – очень стойкая, во многом самоорганизующаяся сущность.
Однако в последнее время я стала испытывать тревогу. Я много лет преподавала на подготовительных курсах по поступлению в вуз, готовила абитуриентов к вступительному сочинению. Но в последние годы перестала это делать, после того как столкнулась с тем, что дети, в массе, не в состоянии выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной форме. Это повергло меня просто в состояние шока. Еще один фактор. Средства массовой информации, и печатные, и электронные, раньше соблюдали какой-то лингвистический минимум – я знаю это не только как рядовой читатель, но и потому, что регулярно делала обзоры для краевых газет, анализируя именно их языковой уровень. Изменилась и эта ситуация. Публицистика, безусловно, связана с разговорными жанрами. Но советские газеты выдерживали сложное соотношение разговорного и письменного языков. Сейчас же в большинстве печатных изданий жаргона больше, чем литературной нормы. Упал также уровень книгоиздания. Книги готовятся очень торопливо, корректура либо отсутствует, либо очень плохая, особенно в тех массовых изданиях – женских романах, детективах, которые читают сейчас больше всего.
Но окончательно я поняла, что угроза русскому языку существует, когда увидела в одном из издательств словари последнего поколения. Мы проанализировали их на кафедре и обнаружили, что в них очень часто нет соответствия нормам правописания. Слово «естественнонаучный», например, должно писаться слитно как образованное от словосочетания «естественные науки». А в новом словаре оно пишется через черточку. Часто неточны дефиниции – определения значений слов. В «Большом орфографическом словаре русского языка, Москва, 2003 г. я нашла триста расхождений в написании слов с орфографическими словарями 1991, 1999 и 2003 годов. Вот это уже катастрофа – ведь словарь несет норму языка. Такого раньше не было и не могло быть. Это означает, что деформация языковых элементов проникает на все уровни функционирования и организации языка. К тому, что многие политики, министры говорят небрежно, мы привыкли. Но оказывается, что и лингвисту можно выражаться небрежно. Недавно на кафедру пришел отзыв на автореферат одной нашей аспирантки. Известный ученый, филолог с именем, анализируя одно из ее утверждений, написал: «Круто!». Для жанра научной рецензии это совершенно недопустимо и еще недавно было невозможно…
Сейчас я по-прежнему думаю, что язык устоит, но сделает это с большим ущербом для себя. Его охрана – задача общегосударственная. Язык, как известно, является выражением личности, сохраняет ее саму и ее связи с миром, восприятие мира во всей полноте. Наш язык является культурным достоянием нации, это колоссальный труд всех поколений, живших до нас. В нем – русская история, в нем зафиксирована вся культура народа. Вынесение этих проблем на общее обсуждение на всех уровнях я считаю назревшим.
Любовь Луговая, заведующая кафедрой филологии Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, кандидат филологических наук.
- Любовь Ивановна, в конце прошлого года мы встречались с вами, когда вы собирались на I Всероссийский съезд филологов в Москву. Помнится, что вы ехали туда с определенными надеждами. Сбылись ли они?
- К сожалению, почти не сбылись. Я ожидала разговора о состоянии современного русского языка, о проблемах его преподавания в школе и в вузе. Главным организатором съезда (кстати, он не первый, первый состоялся в 1903 году) было такое солидное высшее учебное заведение, как Санкт-Петербургский педагогический университет имени Герцена, что позволяло ожидать высокого уровня мероприятия. Однако съезд превратился в выяснение отношений между московской и петербургской лингвистическими школами, которые расходятся во мнениях не только по научным вопросам, но и во взглядах на стандарты преподавания русского языка, учебники и т.д. Накал страстей был так велик, что москвичи на одном из заседаний встали и вышли из зала. Мы, приехавшие из провинции, ожидали совсем другого, более конструктивного разговора.
Многое из услышанного просто потрясло. Оказывается, есть люди, готовые исключить из курса литературы в школе всю классику, русскую и советскую. Они предлагают преподавать школьникам то, что дети сейчас читают: разного рода «фэнтези». Аргумент приводят такой: Пушкин детям непонятен, его произведения далеки от современности и только отбивают у школьников желание читать… К счастью, программу по литературе удалось отстоять, в ней остался и девятнадцатый, и двадцатый век.
Треть участников съезда составляли учителя. Они говорили о своих проблемах. Снижение уровня преподавания языка и литературы связано со страшными перегрузками педагогов, которые вынуждены работать на полторы-две ставки. Недавно, побывав в пяти территориях края, я в очередной раз убедилась в этом. Большинство школьных учителей на селе даже перестали держать подсобное хозяйство (в лучшем случае это птица). У учительницы просто нет на это времени. Но недостаточно его и чтобы подготовиться к пяти-шести урокам ежедневно. Вернувшись в прошлом году в СКИПКРО через 17 лет, которые проработала в вузе, я увидела, как упал уровень рядового учителя. Он перестал заниматься наукой, перестал встречаться с учеными. А в лингвистике, как и в любой другой науке, каждые пять лет происходят перемены. Отсюда падение качества знаний выпускников школы. В ряде общеобразовательных учебных заведений, и в городе, и на селе, я проводила контрольные работы. Они состояли из двух этапов: диктант с грамматическим заданием и выполнение тестов министерства образования России, также проверявших граотность. И если с диктантом справились 89 процентов школьников, то средний балл по тестированию оказался ниже тройки. Обо всем этом собираюсь говорить на краевом съезде филологов.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
