Кое-что о целомудрии и мудрости
Что огорчило? Вновь «Южная звезда» оспаривает ею же заявленный образ литературно-художественного издания. Слово «литература» предполагает литературный язык, который, как и время, движется из прошлого в будущее. Если чудодейственный поток искусственно прерывается, мы получаем уродливое явление «современного языка». Мат, слегка закамуфлированный многоточием, даже если это единственный случай на весь журнал, не перестает быть матом. Не будем забывать: региональную литературу изучают сегодня в школе, и комментарии тут излишни.
Что обнадеживает? Не безразличный, полагаю, к критике Виктор Кустов открыт независимым суждениям. «Я сам, – сказал он в нашей беседе, – пытаюсь найти соотношение между своими и читательскими интересами».
И все-таки «гвоздь» номера – дебют Евдокии Рульской. Это псевдоним автора повести «Женщина в августе». Опубликовав ее, редактор дал нам повод для некоторых общих размышлений…
Итак, банальная история. Две женщины, еще молодые и красивые, приезжают по путевке на Черноморское побережье. Естественно, завязываются знакомства, уточняются намерения. «Ведь вы приехали одни», – многозначительно бросает некто Григорий Печорин. Имя его друга – Владимир Ленский. Соответственно участниц пляжного романа зовут Вера и Ольга. Не сыграют ли взятые напрокат классические имена злую шутку с неклассическим автором?
Здесь героем времени становится не Печорин, а женщина в августе… Читая повесть, ловишь себя на мысли, что между автором и героиней настораживающий знак равенства. Отсюда первая неловкость, ощущение, что тебе предложили заглянуть в замочную скважину размером в дверь. «Мне открылся другой взгляд на мир, взгляд глазами самки, воспринимающей жизнь не только «верхом», но и «низом»… В какой-то момент хочется понять, что, собственно, мы читаем? Исследование сексуальных откровений? Пошленькую курортную исповедь? Или все-таки художественную литературу? Ни одно из намерений автора не исполнено до конца – тот самый случай, когда можно повторить заветную мысль: на полпути человека сторожит не Бог, а дьявол. Впрочем, Евдокия Рульская искренна и потенциально литературно одарена. Этого уже достаточно, чтобы сравнивать ее, как теперь принято, с другими современными писателями, «искренними» до полного патологизма. Но, если придет в голову сравнивать с классиками, обижать придется и авторов, и времена.
В новое время о литературе говорят как о моде. Есть Раббани, Гуччи, Кляйн. А есть Сорокин, Ерофеев, Улицкая…. Сексуальные сцены в современной прозе так же обязательны, как описание партийных собраний в прежние времена, то и другое антихудожественно: «техническая инструкция» разрушает литературную ткань. Сложность человеческой жизни современная литература имитирует за счет эксплуатации промискуитета – беспорядочных половых отношений. Таким образом, Е. Рульская ознаменовала выход провинциальной литературы на «передовые реалистические рубежи». Однако истинный читатель, с десяти строк понимающий, с кем имеет дело, печально усмехнется: «И это русский реализм? Избави Бог…» Доводы его известны: разрыв современной литературы с жизнью русского языка. А язык и есть жизнь человека. Сегодня второсортную зарубежную литературу читают в третьесортных переводах – это называется «жить по цивилизованным стандартам»: Пауло Коэльо, Хираки Мураками, прочие законодатели моды. Но что бы потом ни писали современные авторы, все равно получится «мыльная опера» – территория, на которой размещаются спальня, санузел и храм одновременно. Примечательно, что язык героини Е. Рульской включает в себя лексику книжонок из серии «Бульвар крутой эротики».
…Прежде чем что-то писать, классики могли об этом помолиться в церкви. Если же молиться стыдно, то и писать стыдно. Это и есть русская литература. И вообще во все времена существует выбор: либо ты пишешь художественную прозу, либо порнороман.
Мне могут адресовать недоумение: вы, что же, призываете к поголовному целомудрию? А давайте посмотрим в корень. Речь ведь идет о мудрости – сохранении человеческого отношения к человеку. Поскольку цель искусства – поощрение души, оно добровольно берет на себя обет целомудрия. Разумеется, это не означает запрет «на тему»… Фундаментальное заблуждение ХХ века, что секс – это «наше все», и открытия лежат в этой области. В этой области лежит коммерция. Понимает ли это Е. Рульская или искренне заблуждается на сей счет?

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
