Как «Ставрополь» спас Владивосток
Рассказывает краевед-любитель Андрей Климов:
- В 1909 году для экспедиции известного полярного исследователя Г. Седова в Норвегии (по другим данным - в Германии в 1907 году) был куплен пароход «Котик». Поскольку судно приобрели на деньги ставропольских купцов, его переименовали в «Ставрополь». Вплоть до первой мировой войны оно совершало регулярные рейсы из Владивостока в Колымский край. После революции пароход поставили на прикол в столице Дальнего Востока, а команда разбежалась.
Только в 1919 году «Ставрополь» вышел в новый рейс на Колыму, жители которой два года не получали ни продовольствия, ни медикаментов. Лето выдалось суровое, пароход попал в сплошные льды и был вынужден остаться на зимовку около мыса Шмидта. Во время зимовки экипаж «Ставрополя» узнал, что у Чаунской губы в критическом положении находится экспедиция норвежца Амундсена. Иностранцы обратились за помощью к русским морякам, но те из-за отсутствия топлива смогли лишь по радио сообщить в Анадырь о надвигающейся беде.
Вернувшийся во Владивосток, где к тому времени уже поменялась власть - городом вместо белогвардейцев с интервентами командовали красные партизаны, пароход был «призван на военную службу». Вооруженный несколькими пушками «Ставрополь» повез в Аянский уезд (Якутия) экспедиционный отряд красногвардейцев, который ликвидировал «белую армию» Пепеляева. После окончания гражданской войны пароход спустил военный флаг и стал перевозить грузы и пассажиров. Именно в его трюмах были доставлены на Колыму первые узники ГУЛАГа и их охранники.
Казалось, что «Ставрополь» так и останется гражданским судном, но обострение обстановки на Дальнем Востоке снова заставило включить пароход в состав Тихоокеанского военно-морского флота СССР. Корабль сначала переоборудовали в гидрографическое судно, затем - в минный блокшив (плавучий склад «адских машин»), а потом в минный заградитель. Его вооружили четырьмя 76-миллиметровыми орудиями и двумя спаренными четырехствольными пулеметными установками «Максим». В трюмах минзага помещались 389 мин. В 1935 году этой боевой единице флота присвоили новое имя – «Ворошиловск» (второго ноября 1935 года Ставрополь переименовали в честь тогдашнего министра обороны СССР). Так корабль в третий раз поменял имя, но остался тезкой краевого центра. Городу потом, в 1943 году, вернули историческое название, а вот минный заградитель так и остался «Ворошиловском».
Во время Второй мировой войны минный за-градитель исправно нес свою службу – выставлял минные заграждения. Причем они были настолько плотные и многочисленные, что на одной из собственных мин корабль и подорвался. Однако «Ворошиловску» было не суждено погибнуть в холодных водах. Мина, на которую напоролся минзаг, оказалась образца 1908 года с малым зарядом взрывчатки, поэтому матросам удалось довольно быстро заделать пробоину, и после непродолжительного ремонта корабль вернулся в строй.
«Холодная война» и конфликт на Корейском полуострове продлили военную службу «Ворошиловска». Тем более что по итогам состязаний по постановке мин в 1949 году корабль был признан лучшим во всем военно-морском флоте СССР. Командование не желало ударить в грязь лицом и на соревнованиях 1950 года, поэтому команде «Ворошиловска» пришлось провести несколько тренировок. Одна из них оказалась роковой.
«В течение двух суток с 23 по 25 октября на «Ворошиловск» было принято 230 боевых мин, - пишет в документальной повести «Непреданные забвению» капитан 2-го ранга Владимир Шигин. – Почему кораблю было приказано ставить боевые мины «АМД – 100», непонятно, ведь на состязаниях 1949 года минзаг ставил лишь учебные мины…».
Выставив в Амурском заливе минные заграждения, корабль, согласно приказу командования флота, «осуществил выборку выставленных мин» и взял курс на базу во Владивосток. В 8 часов 15 минут 30 октября 1950 года «Ворошиловск» прибыл в бухту Новик и отшвартовался у причала мыса Шигина недалеко от минного склада. Часть команды была отпущена в город, а оставшиеся занялись разгрузкой боеприпасов. Причем по непонятным причинам никто из офицеров не следил за работой матросов.
Из-за своеобразной конструкции судна мины выгружали очень медленно, но команде была поставлена задача закончить разгрузку к 18 часам. К трем часам дня морякам удалось разгрузить только одну треть мин, находящихся на судне.
«В это время руководивший работами на верхней палубе старший матрос-минер Василий Чанчиков, – читаем далее в книге В. Шигина, - решил для ускорения работ перед выгрузкой донных мин на пирс отсоединять их от тележки. Мины на металлической палубе укладывали бок о бок прямо у люка кормового погреба… Из люка минного погреба показалась очередная донная мина. Бывшие на палубе сразу же обратили внимание, что, провиснув на стропах, она сильно наклонилась зарядной частью вперед. Но и это никого не остановило. Тысячи раз проделывали участвовавшие в разгрузке эту, казалось, до совершенства отработанную операцию и не сомневались, что все будет благополучно и на сей раз. При попытке стоявшего на лебедке матроса втиснуть ее между двумя соседними минами она своей тяжестью развернула одну из лежавших мин, а затем с силой ударилась головной частью о металлическую палубу…».
Первый взрыв был не очень сильный, и лежавшие рядом мины не сдетонировали, но взрыв сопровождался разбрасыванием горящих кусков взрывчатки. Горящий гексоген падал на надстройки, палубу, буквально засыпал лежавшие на палубе и пирсе мины. Всюду разом вспыхнули языки пламени.
Команда вначале побежала в разные стороны, стала прыгать за борт, но, когда появился командир «Ворошиловска», бросилась тушить пожар. Увы, огонь разгорался все сильнее и сильнее, появилась угроза взрыва лежавших на пирсе мин, от которых на воздух мог взлететь минный склад, а там находилась большая часть боезапаса флота. Тогда капитан 3-го ранга Николай Дерипаско приказал только тушить и оттаскивать лежавшие на берегу мины, а пылающий «Ворошиловск» было решено затопить. К сожалению, матросам и офицерам удалось только первое.
Сила взрыва была огромна, минный заградитель буквально исчез в клубах пламени и дыма. Даже в отделенном небольшим проливом от острова Владивостоке во многих домах вылетели стекла. Капитан 3-го ранга Николай Дерипаско и 19 офицеров и матросов погибли, но эти жертвы были не напрасны. Они спасли сотни жизней во Владивостоке.
* * *
В 1994 году на острове Русский был установлен памятник погибшим при взрыве «Ворошиловска» морякам.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
