«Скифы» помогли установить мировой рекорд
19 августа 2003 года известие о том, что россиянами установлен мировой рекорд горного восхождения на мотоцикле (на высоту 5621 метр над уровнем моря), обошло все информационные агентства планеты. Шведская мотоциклистка Анне Сил, которая в то же время поднималась на мотоцикле на Эверест, добралась до отметки «всего» 5305 метров и вынуждена была начать спуск. Согласитесь, приятно, что новый мировой рекорд принадлежит российским спортсменам, и вдвойне приятно, что в его установлении есть заслуга альпинистов из ставропольского туристического клуба «Скиф».
- Идея покорить высочайшую гору Европы на мотоцикле родилась в прошлом году, - рассказал корреспонденту «СП» один из участников и организаторов экспедиции «Въехать на Эльбрус!» Сергей Груздев. – Тогда в Приэльбрусье мы испытывали специально созданный на заводе имени Дегтярева (в Коврове) мотоцикл «Тарзан». Высокогорная разведка показала: для того, чтобы подняться на вершину Эльбруса, необходим легкий мотоцикл, который весит около ста килограммов. Такой вес снежный покров, в момент своей наивысшей плотности в июле–августе, может выдержать, а со льдом справятся цепи и шипы. Кроме того, опыт показал, что мотоцикл обязательно должен быть полноприводным. Учитывая все это, в ноябре 2002 года стал создаваться мотовнедорожник.
Получившуюся машину с объемом двигателя в 80 см3 и мощностью 10 л.с. назвали в честь главной реки Приэльбрусья – «Баксан». После полевых испытаний техники в конце июля к подножию Эльбруса прибыла экспедиция в составе 13-ти человек. Это число не раз фигурировало во время установления рекорда.
- Подъем начался первого августа от поляны Азау (2300 метров над уровнем моря), - рассказывает Сергей Груздев. - За три дня два мотоцикла, «боевой» и вспомогательный, поднялись в базовый палаточный лагерь, организованный на высоте 4280 метров, несколько выше «Приюта 11».
И тут резко ухудшилась погода. Вместо ожидаемого безветрия, солнца и положительной температуры на протяжении многих дней мела пурга, опустился туман, а мороз ночью достигал десяти градусов. Десятки альпинистов, приехавших сюда из многих стран мира, уходили вниз, так и не приступив к запланированным восхождениям. Кроме того, участились трагические случаи: пропали несколько участников польской команды, провалился в трещину и погиб чешский восходитель...
Исходя из сложившейся обстановки участники экспедиции избрали «осадную» тактику и создали две группы – одна дежурила на горе, другая отдыхала у подножия. Дожидаясь «окон» в непогоде, штурмовая команда пробивалась на несколько сотен метров вверх, оставляла мотоцикл и возвращалась в базовый лагерь. Из-за того, что днем снег раскисал и не держал шипованные колеса «Баксана», «рывки» проводились преимущественно по ночам, когда подмораживало и образовывался жесткий наст.
- Наибольшую опасность во время ночных вылазок представляли трещины, плохо различимые даже днем, – продолжает Груздев. – Самая критическая ситуация возникла практически на ровном месте, если, конечно, считать ровным местом склон крутизной более 45 градусов, на высоте более четырех километров. Во время очередного подъема к мотоциклу - 13 августа (вот и не верь после этого в приметы!) - сильнейшим порывом ветра пилота-восходителя Александра Борисевича сдуло с тропы. Пролетев вниз больше десятка метров, он ударился о камни и получил серьезную травму ноги – перелом лодыжки. Нужна была срочная госпитализация. Чтобы доставить его в больницу, связались со строителями, работающими на канатной дороге, которые пригнали строительный тягач. Сашу спустили до альпинистского приюта, и только утром смогли перевезти вниз. Наши работы на горе возобновились, но погода опять ушла…
В нужном месте, в нужный час
Наступил решающий, почти критический момент экспедиции. Казалось, что «Баксан» вернется домой несолоно хлебавши, и тут… на помощь восходителям пришли жители Ставрополя.
- Я и инструктор из альпинистского клуба «Скиф» Родион Кирсак случайно оказались на «Приюте-11», - рассказывает альпинистка Людмила Анисимова. – Мы должны были сопровождать на восхождении одну туристическую группу, но они отказались подниматься, и тут до нас дошли известия о сложном положении экспедиции. Оставить таких смелых людей без помощи мы не могли.
Несчастный случай с одним из пилотов заставил больше внимания уделять технике безопасности. Я и Роман во время восхождения страховали от падения в пропасть мотоцикл и водителя. Сначала поднимались мы, а следом за нами обвязанный веревками сквозь снег «прогрызался» «Баксан». Таким способом одолели седловину. А 19 августа, в два часа ночи, несмотря на шквалистый ветер, который постоянно менял направление, рванули на восточную вершину. В полдень в полном тумане «Баксан», ведомый Александром Гвирдзишвили (он из Краснодара), заехал на Эльбрус! Никакого распития шампанского по такому торжественному случаю не было, поскольку, отправляясь на восхождение, рассчитывали каждый грамм груза и лишнее не брали. Просто сфотографировались, прокричали «ура!» и отправились в обратный путь…
Но экспедицию нельзя было считать завершенной, пока последний ее участник, а также мотоцикл не спустятся с покоренных вершин. Во время подъема пресса, экологические службы и альпинисты были обеспокоены: не останется ли техника на горе? К чести пилотов, «мотоджипа», они успешно съехали с Эльбруса.
P.S. Сейчас готовятся заявки и необходимые документы для регистрации результата, достигнутого экспедицией «Въехать на Эльбрус!», в Книге рекордов России и Книге рекордов Гиннесса.
Справка «СП»: Впервые с использованием механических транспортных средств самую высокую точку Европы покорила команда инженеров и испытателей Ульяновского автомобильного завода. В августе 1974-го там испытывались на скороподъемность и способность работать на больших высотах три машины УАЗ-469. Перепад в две тысячи метров был преодолен за 38 минут. Достигнута высота ледника - 4000 метров. При этом автомобили были совершенно стандартные, без лебедок и противобуксовочных цепей. После них Эльбрус в 1986 году штурмовали мотоциклисты из Чехословакии. Они смогли добраться только до скал Пастухова, расположенных на высоте 4500 метров. Выше всех, на 5621 метр, смогли заехать в 1997 году на джипе «Ленд-Ровер Дефендер» восемь россиян. Сделать это им удалось только со второй попытки.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
