Когда оживают куклы
- Я подумал, что неплохо бы вырезать этакого отменного деревянного человечка. Но это должен быть удивительный деревянный человечек, способный плясать, фехтовать, кувыркаться в воздухе. С этим деревянным человечком я пошел бы по белу свету и зарабатывал бы себе на кусок хлеба и стаканчик вина. Что вы на это скажете? К. КОЛЛОДИ. Приключения Пиноккио.
Карло Коллоди, написавший удивительную книжку о приключениях деревянного человечка, знал, несомненно, один великий секрет. Вдохнуть жизнь в свое детище, заставить его смеяться и плакать, говорить, думать и сопереживать может только настоящий мастер, вложивший в свое изделие душу, сердце и огромную любовь. Эти мысли приходят в голову в мастерской Раисы Дубининой - художника-оформителя и руководителя кукольного кружка при Центре культуры и досуга села Летняя Ставка. Кажется, только дай повод, и все ее рукотворные куклы, и люди, и животные - заговорят, заспорят, засмеются.
Все у нее здесь по-настоящему, по-театральному. Подвешенные на гвоздиках, отдыхают и ждут своего звездного часа - выхода на сцену - многочисленные персонажи детских сказок: дядя Степа-милиционер, старик со старухою, три поросенка и кот с волком, петушок с косой, а рядом куклы-марионетки - большие, подвижные, мастерски изготовленные из самых бросовых материалов. Телепередача «Пока все дома» со своими «Очумелыми ручками» здесь просто «отдыхает». Пластиковые бутылки Раиса Дорофеевна использует как основу для создания кукол-марионеток. Любопытно наблюдать, как на проволочный или веревочный каркас наращивается «тело» из пластика, как скрепляются суставы, как появляется прозрачный «череп» с подвижной челюстью.
Потом начинается самое интересное - мастер как бы одушевляет куклу. У нее появляется лицо, покрывается краской и закрепляется лаком, «отрастает» шевелюра, шьется одежда. Еще несколько прикосновений - и перед вами доброе простоватое лицо старушки, забавные мордочки поросят, ярко выраженное южное, горбоносое и пучеглазое лицо цыганки, проказливые рожицы обезьянок. Дело сделано. Актеры театра кукол получили характеры и вот-вот оживут.
Раиса Дорофеевна за работой похожа одновременно на девочку, играющую в куклы, и на взрослого придирчивого профессионала, оценивающего дело рук своих как бы со стороны. Иногда она долго мучается, прежде чем придумает какой-либо узел конструкции, - ведь куклы изготавливаются не по чертежам и описаниям, а путем проб и ошибок (очень уж мало специальной литературы).
- Ну как это бывает обычно? - рассказывает Раиса Дорофеевна. - Возьмешь материал в руки, начинаешь вертеть - как бы его приспособить, чтобы задуманное удалось. Это как в шитье - не понравилось изделие, ты его распорешь и шьешь заново, пока правильно не получится то, что надо. Я сорок раз переделывать буду, пока не получится необходимое.
Добровольные помощники приносят ей различные, иной раз совершено неожиданные материалы, стеклянную, в висюльках, люстру, например. Большая часть стекляшек пригодилась ей при создании цыганки Азы. Отменные получились монисты и браслеты. У Азы настоящие смоляные кудри, огромные серьги, пышный наряд. Предполагается, что новая марионетка будет «работать» с живыми актерами, для которых уже готовы цыганские костюмы.
Гордость Раисы Дорофеевны – марионетки-обезьянки: мама Зина и два ее ребенка - Маша и Степаша, которых она мастерила в течение целого года. Маму Зину водят по сцене два артиста - у нее человеческие руки и ноги - поэтому она подвижна и убедительна, детки ей под стать - озорные, шустрые. Двух аистят Раиса Дорофеевна смастерила из пластиковых бутылок, отделала мишурой. Когда они грациозно вышагивают по сцене, так и ждешь, что зазвучит музыка «Лебединого озера». Она и сценарии сама пишет. Да не простые, а в стихах. Детям так легче заучивать.
Конечно же, вся ее труппа кукловодов - мальчишек и девчонок - жаждет получить роль. Не так мал кружок, но ролей всем не хватает. Вот поэтому придумала Раиса Дорофеевна выводить одних своих питомцев с куклами за ширмой, других одновременно с марионетками перед нею, а на авансцену - живых исполнителей. Не знаю, как у профессионалов называется такой прием, но он, несомненно, имеет успех. Дети-зрители, воспитанники детсадов, приняли марионеток за живых героев, кричали от восторга и спрашивали, откуда обезьян привезли.
В репертуаре кукольного кружка постановки сказок «Приключения Петрушки», «Кот в сапогах», «Три поросенка», «Зайкина избушка». С марионетками выступают обычно на концертах. Раиса Дорофеевна с гордостью говорит о ребятах, они все у нее способные, усидчивые, талантливые - Джамал Бугдаев, Андрей Костяров, Ксюша Семенова, Султановы Роза и Ермек, Настя Щербак, Алина Хусаинова.
С удовольствием вспоминает тех, кто уже «вырос» из кружка: Юлю Капустянову, Лену Дубинину, сестер Давлетовых - Дилару, Эльвиру и Эльмиру. Возможно, они и не будут зарабатывать на жизнь творчеством, но соприкосновение с прекрасным миром искусства наверняка наложило добрый отпечаток на их души.
Подходят после спектакля к Р. Дубининой родители малышей, благодарят. Актеры тоже получают огромное моральное удовлетворение. Цена билета на спектакль чисто символическая, так что о материальном говорить не приходится. Спасибо директору ЦКиД В. Хожбекян - поддерживает кружок, выделяя на приобретение материалов некоторые средства. А лично для себя? Судите сами: зарплата Раисы Дорофеевны - 1270 рублей. Впрочем, артисты во все времена не отличались достатком.
- Я прихожу на работу, - говорит Раиса Дорофеевна, - чтобы отвести душу. Я получаю от нее огромное духовное удовлетворение.
Этими словами бы и закончить. Но вот интересно, как у медсестры по образованию появилась такая тяга к искусству? Много-много лет назад маленькая Рая - одна из 10 детей в семье - взяла в руки лоскутки ткани и, как она говорит, «начала вертеть». В итоге появилась тряпичная кукла, для которой потом была изобретена одежка, построены домик и мебель.
В четвертом классе она впервые перерисовала картинку из учебника «по квадратикам». Руки все время искали работу. Появились поделки - картины, настенные панно, игрушки, изобретательные новогодние костюмы. Но стала медиком. Позже поступила в заочный Московский университет народного творчества, год отучилась, но пришлось по семейным обстоятельствам учебу оставить.
В Новоалександровском районе она 20 лет проработала медсестрой и воспитателем в детском саду. Здесь-то все ее умения и пригодились. Переехав в Летнюю Ставку 10 лет назад, пошла в Дом пионеров, где вела кружок прикладного искусства. Три года в Центре культуры и досуга. Здесь, понимая самобытность мастера, ее поддерживают. Хотя, на мой взгляд, не так, как должно. Нет необходимой материальной базы, все держится на том, что находят дети и она сама, да на ее несокрушимом оптимизме. Часто подводит старенький переносной магнитофон. «Вот бы кто-нибудь новый подарил», - мечтают кружковцы, болея за свой маленький театр.
- Воспитательный момент присутствует в каждом спектакле, - говорит Р. Дубинина. - Сто раз поругаешь малыша за непослушание, а он не услышит. Но нравоучение из уст сказочного персонажа сразу «попадает в десятку». Дети ведь наивны и готовы верить в чудо. Нам только нужно их не обмануть, не переиграть. Дети бесхитростны и добры. Они приходят ко мне, чтобы учиться, овладеть творчеством, но и тепла от меня ждут. Некоторые, бывало, вздрагивают, когда я их, по своему обыкновению, «ласточками» и «солнышками» называю, потом привыкают, лица светлеют, когда так говорю. И я рада этому. Я помогаю им хоть немного самореализоваться. Они, может быть, никогда не станут художниками, но хорошими людьми будут. Непременно.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
