Право на язык
В удивительной Японии, стране традиционной культуры, с древних времен существует культ учителя. На «священную тень» педагога нельзя наступить ногой – красивый запрет.
Говоря об отношении к учителю в современной России, трудно что-либо утверждать наверняка, но когда Зою Анатольевну ученики провожали на пятигорский городской конкурс «Учитель года-2003», они ей шепнули: «Мы за вас будем молиться!». И преподаватель английского языка из СОШ № 1 (она же – Центр образования) Зоя Михалина стала победительницей конкурса. По этому поводу дети ликовали так бурно, что немало смутили своего учителя. «Ничего подобного, - призналась Зоя Анатольевна, - конечно, не ожидала. Но ведь это наша общая победа…».
Итак, английский язык. В силу мировых экономических причин его значение заметно расширяется. По разным источникам, на английском говорят до 800 миллионов человек. Наибольшую популярность за последние два десятилетия английский язык получил именно в Европе, но и здесь его знание неравномерно. Скажем, в Австрии, Дании, Норвегии, Швеции по-английски говорит 90 процентов населения. В Германии – 50, в Швейцарии – 25, в России – 7 процентов. Наибольшее «европейское» сопротивление английскому языку оказывают Испания и Италия. В молодежной среде знание его встречается в несколько раз чаще, чем у взрослых. Таков, собственно, фон, на котором происходит изучение English в России. Ни для кого не новость, что число желающих выучить язык растет и в нашей стране. В городах прием на работу сопровождается уже традиционным вопросом: «Есть ли знание компьютера и английского?».
В своей семье Зоя Михалина - третья в поколении педагогов – «англичан». Первые – бабушка и мама. Но уже и восьмилетняя дочь Зои Анатольевны решительно сообщает: «Я тоже буду учить детей английскому!». Иными словами, Зоя Михалина выросла в языковой атмосфере, с трех лет ей прививали навыки разговорной речи. Теперь она понимает, что это был столь популярный сегодня коммуникативный метод обучения. Закончив с отличием факультет иностранных языков Винницкого государственного пединститута, Зоя Анатольевна свое профессиональное становление связала со школой.
Образовательный центр является краевой экспериментальной площадкой. Если говорить коротко, речь идет о так называемом трехуровневом обучении – компенсирующем, базовом и продвинутом. Это позволяет подходить к учащимся индивидуально, учитывая их реальный потенциал и психологические особенности. В рамках социально-экономического профильного обучения в школе введены спецкурсы, один из них – деловой английский язык. Зоя Анатольевна, преподающая во всех классах, начиная со второго, ведет и этот спецкурс. Деловой английский требует хорошей базы – знания литературного английского языка. Особенность заключается в том, что спецкурс позволяет школьнику лучше понять, в каком мире он живет, как необходимо строить деловые отношения, чтобы чувствовать себя комфортнее. Так педагог выстраивает мотивацию для сознательного обучения языку. В ролевых играх дети с увлечением примеривают на себя социальные маски взрослых: «я - эколог, служащий, студент, чиновник, вкладчик…»! Не так давно Зое Анатольевне помогли провести практическое занятие делового английского с детьми в Пятигорской городской Думе.
На городском конкурсе «Учитель года-2003» Зоя Михалина выступила в номинации «Практико-ориентированное обучение». «Мне надо было, - объяснила Зоя Анатольевна, - показать и доказать три образовательные истины. Академическое знание иностранного языка должно превращаться в знание живое, социально значимое. Без самостоятельной инициативы эта цель недостижима. И третье – образование должно иметь прогностический характер и определять наше будущее». Конкурсный урок – немалое психологическое испытание даже для взрослых. Что же говорить о детях, если в классе находится жюри, работает видеокамера, а урок ведет незнакомый учитель? Важно было затронуть учеников чем-то, что позволило бы им раскрепоститься, чтобы в них исчез страх сделать в разговоре ошибку. Выбор социальных ролей («я – банкир…») стал поводом к разговору о деньгах: что можно на них приобрести? Стали называть разные вещи и вдруг поняли – самое главное за деньги купить нельзя! Счастье, дружбу, любовь, доброту… Деловой английский язык превратился для ребят в момент истины. В конце урока они уже радостно улыбались. «Вы хотите изучать английский?» - спросила их Зоя Анатольевна. «Да!» - ответ был единодушным.
И все-таки преподавание английского языка в школе вышло за пределы только образовательной проблемы. Мода на английский оборачивается ажиотажем, который из лучших побуждений создают прежде всего родители. «Что можно противопоставить этим настроениям, только вредящим изучению языка?» - спросила я. Зоя Анатольевна ответила очень серьезно: «В ситуации с иностранными языками отразилось главное – мир изменился! Но если мы хотим смотреть в будущее, уже сегодня ясно, что преподавать язык и вообще любой другой предмет надо не как «инструмент успеха», а как явление культуры. Давайте научим наших детей ответственности, и тогда во многом они разберутся сами. Но нельзя не понимать и другое. Каждый человек имеет право на язык, любой из существующих пяти тысяч. В традициях русской классической культуры всегда было свободное пребывание в чужих культурах. Чем быстрее это вновь станет нормой, тем лучше…».

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
