Городское хозяйство - сложный механизм
- Искендер Шахмалыевич, как вы попали в команду главы администрации Ставрополя Д. Кузьмина, да еще и на такую ответственную должность – «главного коммунальника»?
- Эта команда, пришедшая к власти в 2002 году, состоит из так называемых «рыночников» – людей, хорошо знающих, что такое отечественная экономика, и достигших значительных результатов в предпринимательской деятельности. Со многими из них я был знаком еще по Буденновску, а когда работал в Москве, часто по делам бывал в краевом центре. Так что мое назначение вряд ли можно назвать случайным.
- О вашем солидном опыте руководящей работы известно. Но это довольно смелый шаг – согласиться на такую «неблагодарную» должность – руководить городским хозяйством, у которого тысячи проблем…
- В роли муниципального служащего я пробую свои силы впервые, но работы никогда не боялся. Если говорить о рыночных принципах, то можно сравнить «коммуналку» с той же фабрикой. Только первая «выпускает» услуги, а вторая, допустим, одежду. Если менеджмент хороший, то продукция качественная и пользуется спросом. В противном случае наступает банкротство. Но, разумеется, городское хозяйство в отличие от фабрики - более сложный механизм, структуры которого должны системно взаимодействовать. Этого я и хочу добиться.
В состав возглавляемого мною комитета входят управление дорог и благоустройства, управление ЖКХ и управление транспорта и связи. Хозяйство немалое. Многие структуры – например, «Водоканал», «Теплосеть» - работают нормально, имеют серьезный потенциал. Более того, оба названных предприятия недавно на Всероссийском форуме, проводимом по инициативе Госстроя РФ, заняли 2-е место в конкурсе по эффективности работы в сфере ЖКХ по итогам прошлого года. А Городской расчетный центр получил гран-при.
- Искендер Шахмалыевич, награды - это хорошо. А что думают власти города о больших долгах той же «Теплосети» или «Электросети»? Понимаю, проблема досталась «в наследство», но решаема ли она?
- Любые проблемы можно решить. Вопрос – во времени и способах. Городские электросети должны за поставки электроэнергии более 100 млн. рублей, это трехмесячный платеж. Я бы не стал делать из этого трагедию: долги прошлых лет имеет коммунальная энергетика всей России. Все знают, как они образовались – не платил федеральный бюджет, региональные бюджеты… Как их заплатить в одночасье? Нужна реструктуризация долгов на несколько лет, об этом мы ведем переговоры со «Ставропольэнерго» и департаментом по оптимизации расчетов РАО «ЕЭС России». К слову, текущие платежи мы платим.
МУП «Теплосеть» должна за газ около 100 млн. рублей. Некоторые нагнетают обстановку – мол, это чуть ли не банкротство. Ничего подобного. Часть долга объясняется существующей в стране системой, по которой платежи населения за тепло равномерно распределены на весь год. Это понятно: если мы заставим людей в зимний период, в пик потребления тепла, заплатить сразу за весь год – тогда «революцию» надо ждать. То есть полностью деньги за газ непременно поступят поставщику ООО «Ставропольрегионгаз» – я думаю, где-то к сентябрю.
Другую часть долгов мы хотим реструктуризировать на 4 года, но общего языка со «Ставропольрегионгазом» пока не нашли.
- Какие есть варианты решения проблемы? Например, некоторые муниципальные теплосети «отошли» к «Ставропольрегионгазу» за долги…
- «Теплосеть» краевого центра оценивается в 900 млн. рублей. Не думаю, что кто-нибудь захочет и сможет ее купить. Лично я сомневаюсь в целесообразности такой сделки. Тарифы на тепло устанавливает администрация города и без дотаций при этом не обходится. В случае продажи или передачи «Теплосети» в пользу того же «Ставропольрегионгаза» будет ли у нас гарантия, что он не повысит тарифы, «засунув» в них долги «Теплосети»? Есть другие варианты решения вопроса: мы готовы расплатиться со «Ставропольрегионгазом» каким-нибудь имуществом города или принять сумму долга в качестве взноса в уставный капитал «Теплосети».
Проблема оптимизации расчетов за поставки тепла, газа, электричества, конечно, уже давно «перезрела». Необходимо усилить административный ресурс, в связи с чем недавно прошли проверки контрольно-счетной палаты городской Думы в тех же «Теплосетях», «Водоканале»… Мы хотим выяснить, понять, каковы внутренние резервы предприятий. И если появится необходимость – провести там реорганизацию.
Вместе с тем хочу отметить, что структуры ЖКХ города, несмотря на все трудности, достойно справились с задачами осенне-зимнего периода. В домах горел свет, батареи были горячими, вода бежала из крана, мусор вывозился и т.д. Обошлось без «чрезвычайщины», чем могут похвастаться далеко не все города.
- Как вы относитесь к такому факту, что городская служба заказчика не заключает с населением договоры на оказание коммунальных услуг? В связи с этим некоторые граждане подали иск в суд на эту организацию, требуя возместить затраты на оплаченные, но «недополученные» услуги.
- Правильно сделали, что подали иск. Это безобразие, когда служба заказчика, являющаяся балансодержателем жилья, не имеет договорных отношений с непосредственными потребителями услуг. А ведь эта служба призвана защищать интересы населения перед подрядчиками - «Водоканалом», «Теплосетью», «Электросетью», ЖЭУ и т. д.
- А может быть, службу заказчика вообще ликвидировать «как класс»? Разговоры об этом идут...
- Она нуждается в серьезной реорганизации, а вообще ликвидировать - не получится. Подрядчики не могут по законодательству выполнять функции заказчика. Эти функции могут взять на себя, например, такие новые рыночные структуры, как ТСЖ - товарищества собственников жилья, самостоятельно выбирая исполнителей услуг и спрашивая по полной программе за их качество.
- Дороги по-прежнему остаются бедой Ставрополя, особенно его окраин. Что-то в этом направлении будет сделано?
- Что-то - да. В рамках финансирования, которое, увы, оставляет желать лучшего. Денег хватает на ремонт дорог, где транспорт движется в массовом потоке. Поэтому большую озабоченность вызывает состояние внутриквартальных и второстепенных, окраинных дорог, пешеходных дорожек. Но и до них очередь дойдет.
Сейчас администрация города с помощью краевого правительства осуществляет очень большой дорожный проект - строительство обхода (продолжение ул. Шпаковской), соединяющего юго-запад и северо-запад Ставрополя. Проект финансируется из краевого бюджета, его стоимость около 150 млн. рублей. Дорогу планируется построить ко Дню города. Еще 100 миллионов потребуется, чтобы пустить по ней троллейбусы.
- Теперь мы подошли, наверное, к основной «головной боли» администрации Ставрополя. Я имею в виду работу городского пассажирского транспорта, которая вызывает много нареканий.
- Нареканий - это еще мягко сказано. Нас чуть ли не ежедневно «пинают» со всех сторон, в т. ч. и вы, журналисты. Критика, конечно, во многом справедливая - транспорт работает, так скажем, неэффективно. А почему? Давайте «очистим» проблему от всякого рода спекуляций.
Кризис был спровоцирован три года назад, когда главный муниципальный перевозчик СМУПАП № 1 был раздроблен бывшими городскими властями на шесть предприятий. Не будем вдаваться в детали - зачем это было сделано, но итог получился плачевный: СМУПАП № 1 оказался на грани банкротства. Не думаю, что кто-то ставил перед собой цель ликвидировать муниципальный автотранспорт, но близко к этой черте он подошел. Свято место пусто не бывает: в освободившуюся нишу перевозок хлынул поток коммерческих автобусов и маршрутных такси. Последних сегодня около тысячи, и их работу во многом контролируют и «направляют» посреднические структуры, потому что все бывшие администрации Ставрополя не смогли добиться главного - чтобы каждый водитель маршрутки на конкурсной основе заключал договор с городом на право перевозки. С городом, а не с посредником.
Эту проблему, несмотря на противодействие всяких лоббистов, администрация Д. Кузьмина все-таки решит. На недавнем заседании Ставропольской городской Думы принято Положение о порядке заключения договора на маршрутные перевозки по муниципальному заказу.
Что касается муниципального транспорта. Администрация города намерена его развивать, покупая новые троллейбусы и автобусы, и сделать безубыточным. Начата реорганизация, в итоге которой раздробленные предприятия СМУПАП № 1 снова «сольются» в одно. Эта работа близка к завершению, и только в результате сокращения административно-управленческого аппарата экономический эффект превысит 1,5 млн. рублей. Нами усилен контроль за собираемостью денег, своевременной уплатой за ГСМ, приобретением запчастей. Произойдет и упорядочение транспортных маршрутов.
Администрация уже успела решить вопросы погашения многомесячной зарплаты водителям, в ближайшее время будут ликвидированы долги в Пенсионный фонд и задолженность за перевозку льготников. В общем, власти города делают все, чтобы преодолеть транспортный кризис. Но эта старая проблема не из разряда тех, что можно решить лишь росчерком пера...

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
