«Сто цветов» эксперимента
- Леонид Николаевич, в середине 90-х годов прошлого века начался инновационный бум в образовании. В России, в том числе и в Ставропольском крае, на правах эксперимента открывались гимназии и лицеи на базе общеобразовательных учебных заведений, колледжи – на базе ПТУ. Помню несколько появившихся тогда частных школ (правда, по-моему, они быстро за-крылись). Одним словом, расцвели все «сто цветов» сразу. Что сейчас происходит с экспериментальными площадками в образовании? Сколько их у нас?
- По-прежнему много – 131. И возникла необходимость их упорядочить. Связано это во многом с финансовыми проблемами. На инновационные площадки в бюджете отрасли закладываются деньги – небольшие, но они есть. Это 15-процентная надбавка учителям за участие в экспериментальной работе, что-то на оборудование, компьютеры, например. Некоторую доплату получают руководители эксперимента… Но, повторяю, сумма выделяется в целом небольшая, а желающих принять участие в такой работе много. В связи с этим приходится ужесточать отбор. Министерство образования края и раньше объявляло конкурс среди претендентов. Сейчас мы разработали новое положение об экспериментальной площадке. С одной стороны, оно призвано данную работу упорядочить, с другой – сделать отбор более демократичным, уменьшить роль в нем министерских чиновников.
- Как это будет выглядеть?
- Теперь экспертный совет минобразования СК будет выносить лишь окончательное решение. Готовить же его станут специалисты, из которых мы создаем экспертные группы по каждому направлению инновационной работы. В экспертные группы войдут ученые, педагоги-практики, основное слово принадлежит им. Они будут рассматривать заявки, программы, заслушивать руководителей учреждений образования, претендующих на открытие ЭП (экспериментальной площадки). Если нужно, выедут в школу, колледж и т. д., ознакомятся с делами на месте. И только по их представлению экспертный совет вынесет свое решение. То есть экспертные группы будут заниматься содержательной частью работы, а совет – финансовыми вопросами. Ибо, решая открыть ЭП, нужно решить вопрос с финансированием ее.
- А как по части упорядочения?
- Все экспериментальные площадки будут поделены на три категории. Высшая – это такая ЭП, где эксперимент признан социально значимым, научно проработанным, а стало быть, финансируемым из бюджета. На второй ступеньке – ЭП, которые как бы отрабатывают кандидатский стаж: мы о них знаем, держим в поле внимания. И третья категория – площадки, которые открыты в общеобразовательном учреждении по его же инициативе, но не представляют большого общественного и научного интереса. Как говорится, пусть работают, пока не созреют.
- Идеи интересные. Но вот вопрос: министерство таким образом хочет избавиться от хаоса в инновационной работе или от многообразия?
- Мы уверены, что от хаоса. В любом случае необходимо определиться с приоритетами. К тому же общее образование сейчас переживает модернизацию, есть много направлений, которые нужно отрабатывать. Например, модель сельской школы.
- Какие направления экспериментальной работы являются приоритетными для нашего края?
- Те же, что и на федеральном уровне: уже упомянутая модель сельской школы, трудовое воспитание, патриотическое, экологическое направление в работе школы, воспитание в поликультурной среде, здоровьесберегающие технологии, профильное обучение.
- А интеллектуальное развитие? Воспитание интеллектуальной элиты в школе?
- Эта проблема с 1996 года отрабатывалась в лицеях, гимназиях. Многие учебные заведения просуществовали в режиме эксперимента пять-семь лет, свою программу выполнили и работают уже как обычные, неинновационные. Экспериментальных площадок, которые можно считать состоявшимися, у нас 12. Среди них гимназия № 10 «ЛИК» Невинномысска, Расшеватская СШ № 9 Новоалександровского района, «Малая академия» Ставропольского Дворца детского творчества и другие.
- Это означает прекращение дополнительного финансирования?
- В принципе, да.
- Что может считаться результатом экспериментальной работы?
- Если говорить об инновационных направлениях, то опыт внедрения тех же здоровьесберегающих технологий должен быть обобщен, проанализирован, то, что можно внедрить в учебных заведениях края, необходимо внедрить. Те моменты эксперимента, которые себя не оправдали, также дают материал для анализа. Эксперимент в любом случае включает в себя диагностику и прогнозирование. Это важная и полезная работа.
- Из всех перечисленных вами направлений работы, думается, наиболее значимым для нашего аграрного края может стать отработка модели сельской школы. Этот вопрос недавно обсуждался на очередном заседании Комитета по образованию и науке Госдумы России. Первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов сказал, что цель эксперимента – предотвращение стихийной реструктуризации школ на селе, то есть простого их закрытия с целью экономии. Наиболее эффективными названы такие проекты, как «сетевые школы», «передвижные лаборатории», «дистанционная поддержка», «школьный автобус». Известно ли уже, какая модель будет отрабатываться в крае и в каких районах?
- Территории мы пока не выбрали. Решим этот вопрос к началу нового учебного года. Что касается моделей, то нас наиболее устраивает такая, где большая школа (в райцентре или в крупном селе) имеет свои филиалы – малокомплектные «школки» в маленьких населенных пунктах. Здесь возможно дистанционное обучение. Со следующего года Международный банк реконструкции и развития выделяет деньги, на которые в крае будут открыты так называемые ресурсные информационные площадки, их как раз и можно использовать также для дистанционного обучения. Будем мы отрабатывать и модель «школьный автобус», то есть организовывать подвоз детей из филиалов в крупные школы. Эксперимент по сельской школе смыкается и с разработкой профильного обучения.
- В крае есть федеральные инновационные образовательные площадки. Чем они отличаются от краевых?
- Разве что большим престижем. Я сам руковожу такой. В кабинете директора школы под стеклом висит красивая «верительная грамота» от министерства образования России, но при этом нас просят деньги изыскивать на месте…

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
