Культура завтрашнего дня закладывается в провинции
Очевидно, что в последнее десятилетие наше общество переживает период упадка культуры. Тому причина объективная. Любые (даже бархатные) революции прежде всего бьют по создателям нематериальной сферы нашего бытия, в обязательном порядке любыми революционерами низвергаются бытующие духовные, социальные и нравственные установки. Общество в такие периоды выносит для подражания неустойчивые типажи, как правило, агрессивно-ограниченные, которые по своим корням либо были удалены от любой культуры, либо отрицали сложившуюся.
Но, слава Богу, мы прошли самый разрушительный этап, когда образцом для многих стал «новый русский», а жестом элитарности – растопыренные пальцы. Мы оттолкнулись от дна, начали всплывать, и вот тут оказалось, что толща беспросвета над нами гораздо больше, нежели думали, ибо эти годы она не оставалась константой, а увеличивалась и низкопробными (если не сказать жестче) фильмами, и отупляющими ток-шоу, заполонившими телевидение, и кланово-однообразной до безголосья эстрадой, и коммерчески-однотипными и далекими в большинстве своем от литературы сочинениями, и вызывающе бездушной живописью, и какой-то не поддающейся стилевой характеристике архитектурой.
Говорю это, отнюдь не порицая общество (нас всех вместе и порознь), а лишь констатируя объективную данность: здесь мы живем.
Кому-то в этой толще китча и пошлости – прелестно. Кто-то задыхается и, как всегда после потрясений, начинает выгребать к свету. Процесс этот непрост и нелегок еще и потому, что истинные творцы культуры только-только начинают улавливать думы и чаяния общества, которое в свою очередь тоже с трудом выходит из шока и начинает отряхиваться.
Каковы же эти чаяния?
Между двумя праздниками – новогодней ночью и Рождеством я прочел сборник «Из русской мысли о России» (кстати, вышедший не в столице, а в Калинин-граде). Признаться, такой концентрации размышлений о России и ее предназначении в этом мире людей известных видеть не доводилось (я присоединяюсь к преамбуле Валентина Распутина, предваряющей содержание). В книге собраны статьи или отрывки из оных философов, писателей, ученых, общественных деятелей двух последних столетий от Чаадаева, Гоголя, Пушкина до Льва Толстого, Леонтьева, Павлова, Флоренского, Шульгина…
Я сделал немало закладок, читая ее и все более убеждаясь в провидчестве мысли. И в искренней и незыблемой вере в божественную предназначенность России, народа, которому не случайно даны гигантские просторы Европы и Азии и слияние множества языков и знаний.
Многонациональному народу этому дано было также еще одно, для многих спорное качество. Это глубинная вера в чудо. Будь то чудо, дарованное щукой или золотой рыбкой, или же случайным полетом стрелы… По этой причине в начале минувшего десятилетия было модно ругать народ российский, обвиняя его в ментальной лености да расхлябанности. А ведь эта вера в чудо-лишь фольклорное отражение глубинной духовной изначальной веры в Бога, ибо только для Бога чудеса являются обыденным делом. А потому и лягушка может в красавицу обратиться, и печка сама поехать… Отчего же плохо полеживать на такой?..
Вот эта абсолютно не прагматичная, но ощущаемая иноземцами Вера, вот эта связь с Богом и была и есть предмет столкновений мыслителей. Она же была и есть первопричина особости российского народа, который никогда не любит (и, думаю, не полюбит) прагматичность демократии (власть выдвинутую) и всегда будет благоговеть перед властью данной. Поэтому он всегда ждал и ждет и ныне от власти чудес, ибо надеется всегда, что таковая от Бога, а значит, способна на чудеса. Поэтому помазанник Божий (монарх) или же мессия, пусть даже самозванец (Григорий Распутин), в России всегда будет вос-требованнее и понятнее гениального менеджера (Чубайс).
Народ с таким менталитетом не может быть равнодушным к тонкой материи, к духовности, а значит, к искусству. Он и сам творит в широчайшем диапазоне: от анекдота до притчи. Творит буднично, незатейливо. Он же и хранит. Он же и востребует…
Почему на эстраде в последние годы стали перепевать старые песни? Потому что стало очевидно: уровень нынешней эстрады никудышный. Возврат в прошлое в культуре – это необходимость восстановить прерванную связь. Очевидно, что, «открывая Америки», можно обрести лишь географические просторы, но не цивилизацию. В таком случае надо ли их открывать, достаточно проблем от одной, открытой…
Сегодня подвижники начали процесс латания бреши, через которую на нас обрушилась лавина далекого от культуры и духовности товара. И этот процесс более заметен и эффективен в провинции.
Столица одержима погоней за «золотым теленком», она пока в шабаше, ибо она первая приняла убийственную дозу китч-культуры, быстро научилась подражать и, пережевав, выдавать в виде товара. В ней более всего подорвана глубинная вера, отчего и нынешний российский министр культуры (по совместительству топ-шоумен) в интервью газете «Аргументы и факты» безапелляционно заявляет: «В наше время произведений искусства, которые не просто интересно, а именно важно прочесть, увидеть или прослушать, создается единицы, а возможно, не создается вообще», еще раз подтверждая, насколько «далеки они от народа»… И понятно, что пока культурой будут заниматься по должности, но не по вере и желанию, не стоит надеяться на поддержку того, что зарождается в провинции, где создаются пусть не шедевры, но весьма необходимые и интересные произведения. В шестидесятые годы прошлого века именно с провинциальным подходом в мировую культуру вошел кинорежиссер Феллини…
Тяжелая на подъем, консервативная провинция дозу ощутила в основном через телевидение, «черное око». Неторопкость и вера в чудо в большей мере, чем в себя, позволила здесь подрастающему провинциальному поколению кое-что внушить из проверенного веками… И это новое поколение, и предыдущие затребовали свой товар и стали понемногу из своей среды выдвигать вещателей их чаяний…
Таким образом, на сегодняшнем этапе столица и провинция поменялись местами, будущее вызревает нынче вдали от столичного ритма. Но придет время, и, естественно, столица сконцентрирует, соберет творцов, ибо на сегодня она является гигантским коммерческим центром. Вопрос лишь в том, как быстро менеджеры от искусства ощутят новые реалии потребностей и как скоро эти потребности охватят достаточные для бизнеса массы потребителей…
Это не лучший вариант развития культуры, но не думаю, чтобы столица добровольно отказалась от концентрации финансов. Да и творческие профессиональные структуры в провинции практически исчезли или находятся в формально наличествующем состоянии. Они нуждаются в иных формах.
В знакомом мне литературном сообществе давно уже назревала необходимость реформирования творческого союза, изменения его качественного состава. Провинциальные отделения Союза должны стать своеобразными литературными лабораториями и агентствами одновременно, помогая талантливым и продвигая на рынок достойные произведения. Они должны иметь и госзаказ, оплачиваемый из бюджета, и независимый коммерческий сбыт, функция приема в члены (одна из главных на сегодня) должна отойти на задний план, пока этот профсоюз не восстановит утраченные функции юридической и финансовой поддержки.
В течение двух лет плотно занимаясь чтением рукописей литераторов Ставропольского края, я могу с уверенностью заявить: у нас немало авторов, которые вполне могут быть «властелинами душ». Совершенно очевидно: рождается новая поэтическая школа. Очень разная по стилю, интонации. И необычайно интересная. Елена Гончарова, Игорь Паньков, Денис Яцутко, Станислав Ливинский, Александр Якимов – эти имена малознакомы читателю лишь по одной-единственной причине: у них нет выхода к аудитории. Но те, кто знаком с их стихами, убеждены – это поэзия 21 века.
Не оценены пока и плоды творчества ставропольских прозаиков. Но я убежден, пройдет не так много времени и свое место в литературном процессе края займет и последний исторический роман ныне покойного ставропольского писателя Анатолия Лысенко «Быстрые волки». Я убежден: дойдут до широкого читателя фантастический роман Андрея Гатило «Тень дракона», исторический роман Николая Ляшенко «Пробуждение чувств» и многие другие произведения ставропольских авторов.
И поверьте, они не уступают ни по увлекательности, ни по мастерству книгам, выходящим сегодня в столице.
У меня нет ностальгии ни по сталинским, ни по социалистическим временам. По сталинским, очевидно, потому, что я не жил в то время. По социалистическим оттого, что на них выпали самые активные годы моей жизни, достаточно жестко регламентированные тогдашней властью. Но у меня есть ностальгия по пониманию любой властью необходимости поддержки духовного и идеологического климата в обществе.
В последние годы в крае издается немалое количество всяческих сочинений различного качества. Определенную долю в их числе занимает так называемая литература, созданная по заказу или с помощью власть имущих. Но этот ручеек сегодня не имеет ни очевидного русла, ни требуемой чистоты. А ведь в крае есть и достаточно мощная писательская община, и интересное человеческое сообщество с непростыми, требующими художественного осмысления проблемами. Сообщество, нуждающееся в своих идеалах.
Вот потому я уверен: процесс должен начаться с провинции. Здесь меньше будет ущемленных (а они обязательно будут, ибо наплодили за минувшие годы немало не только хороших писателей, но и высокопрофессиональных мастеров халтуры), здесь легче будет преодолевать прессинг спроса. Подобных реформ требуют и остальные, пока униженно прозябающие в нищете и не стыдящиеся этой самой нищеты, творческие союзы, да и в целом чиновничья структура управления культурой.
Мы стоим в самом начале, надеюсь, созидательного пути. Верю в это так же, как верили в свое время просвященнейшие россияне. Не скор этот процесс, но он уже начался…

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
