Жалко бабушку. И бычка. И... солдата
Очередную премьеру представил маленьким зрителям Ставропольский краевой театр кукол: как было заявлено перед ее началом, спектакль "Солдатская школа" сделан по мотивам русских народных сказок в рамках соответствующей творческой программы "Русская сказка", последовательно разрабатываемой театром уже третий год.
Премьеру ребятишки смотрели в зале Дворца им. Гагарина, где театр кукол периодически выступает на правах "квартиранта", поскольку, как известно, собственное здание вот уже скоро год находится в стадии капитального ремонта, а до этого несколько лет считалось аварийным, так что юные театралы Ставрополя давно уже не имели возможности видеть спектакли театра на его родной сцене. Кукольники вынуждены колесить по городским сценам в поисках пристанища, делая главный упор на выступления в школах и детских садах, то есть по сути превратившись в эдаких скитальцев. О перспективах окончания ремонта никто не может сказать ничего определенного. Вот и продолжают "люди и куклы" бродяжью жизнь, пытаясь при этом сохранить профессиональное лицо. За такую самоотверженность можно только уважать. Ведь сегодня существование целого коллектива свелось к одной-единственной тесной комнатке в полуразрушенном здании на проспекте Октябрьской революции, здесь идут репетиции, здесь работают и администрация, и художники, и куклоделы… О том, допустимо ли подобное прозябание целого творческого коллектива, мы еще поговорим отдельно.
Теперь о самой премьере. Спектакль "Солдатская школа" примечателен уже тем, что впервые за последние восемь лет мы увидели полностью кукольную постановку, сделанную по всем техническим канонам жанра - с ширмой и марионетками, движимыми и озвучиваемыми актерами, которые появятся перед публикой только после финала, выйдя на аплодисменты. До этого театр делал в основном такие спектакли, когда актеры сами двигались по сцене вместе со своими персонажами. Это принципиально иная технология, кстати, чисто кукольный вариант ценится среди профессионалов гораздо выше, но и требования к нему предъявляются серьезнее. Но то - профессионалы. Зрительское восприятие иное, прямо сказать - эмпирическое, чувственное-эстетическое. Так вот, эстетически и эмоционально марионетки понравились мне больше, чем прежние герои театра, коих актеры в буквальном смысле носили на себе. Здесь кукла-Солдат "сама" выполняет сложнейшие манипуляции: снимает фуражку, ранец, укладывает их на печку… Так же, как главное действующее лицо Бабушка собирает сено своему любимцу-бычку, ставит на стол угощение, вынимает горшки из печи. А сам Бычок очень правдоподобно укладывается на приготовленное ему хозяйкой ложе из этого сена и т. д. Словом, в спектакле действительно живут куклы, оставляя людям "вспомогательную" техническую роль. Разумеется, это эффект внешний, жизнь марионетки невозможна без человеческих рук, голоса и - главное - души.
А вот что касается содержания увиденного, тут впечатления несколько противоречивее. Мне, в частности, непонятно, как согласуется с заявкой "по мотивам русских народных сказок" тот образ Солдата, который здесь представлен. Что такое Солдат из русской сказки, по-моему, легко объяснит даже ребенок: как правило, это такой бравый, веселый, очень добрый и щедрый рубаха-парень, который и Родину защитит, и кашу из топора сварит… Сказка как жанр жива не только волшебством, но сильна вполне сложившимся четким набором положительных и отрицательных героев. И вдруг на наших глазах происходит неслыханная метаморфоза: несомненно привлекательный образ оборачивается чуть ли не полной своей противоположностью, то есть - обманщиком и негодяем! Отведав старухиных щей и отдохнув на теплой печи, служивый "отблагодарил" ее уводом горячо любимого Бычка, прихватив и последние бабкины денежки в придачу. Вот так герой-молодец! Нет, вообще-то стилистика образа мерзавца выдержана в спектакле довольно четко, но почему этими чертами надо было наделять именно Солдата? И каково будет дальнейшее восприятие нашими ребятишками этого понятия - солдат? Неужели образ истинного защитника стал сегодня неактуален в России? Точнее - так актуален? Ей-богу, жалко мне стало нашего Солдата, вместе с Бабушкой и Бычком…
Совсем другое дело - Купец, сохранивший все фольклорные приметы своего сословия. Да и Бабушка вполне отвечает требованиям маски. И Дворник, и даже Бычок в качестве единственной отрады в бабкином одиноком бытовании. Кстати, с Бычком связано и второе недоумение, вызванное спектаклем. Его гибель, пусть и происходящая "за кадром", оставаясь безнаказанной, делает и из сказки ее противоположность. Мы-то знаем, что в сказке (ну пусть хотя бы в сказке!) добро всегда побеждает, а зло бывает обязательно наказано. Если этого не происходит, во что остается верить маленькому человеку - в то, что именно такая солдатская школа, в смысле "наука" и хороша? Ведь ему уже в начале спектакля были сказаны слова "кто плохо учится - человеком не становится"… Выходит, вот чему надо теперь учиться: как обмануть слабого и беззащитного - то бишь Бабушку с Бычком, как угодить богатому - Купцу.
Вместе с тем я далека от мысли, что создатели спектакля стремились к подобному воздействию на зрителя. Дело в том, что наряду с упомянутыми (и, увы, достаточно серьезными) просчетами в спектакле немало привлекательного. Начиная с простенького, но безотказно действующего на зал "непосредственного" обращения к ребятишкам поименно - к Светам, Мишам, Вовам и Наташам - и заканчивая славными, теплыми декорациями художника Ирины Уткиной. И, разумеется, выразительной актерской работой исполнителей - Алексея Куликова (Солдат), Светланы Гниденко (Бабушка), Елены Куликовой (Бычок и Собачка), Рашида Темниханова (Купец), Ивана Герасименко (Дворник). Весь эмоциональный строй спектакля говорит о том, что в принципе его главная цель - на примере этой незамысловатой и одновременно поучительной истории дать ребенку представление, о том, "что такое хорошо и что такое плохо". В этом нас убеждали и предыдущие работы постановщика, главного режиссера театра Григория Гольдмана. То, что в этом театре очень любят своего зрителя, я нисколько не сомневаюсь. Ну а от ошибок, очевидно, не застрахован никто. Никогда не поздно их исправить.
27 декабря 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
