В музыкальных целях история края
"Чудная мелодия с дальнейшим сопровождением оркестра производила чарующее впечатление", - писала газета "Северный Кавказ" в информации о концерте, посвященном столетию со дня рождения М. Глинки, состоявшемся 7 декабря 1902 г. в Ставрополе. Сбор от концерта поступил в фонд строительства памятника М. Глинке в г. Санкт-Петербурге. Концерт организовало Ставропольское отделение Императорского русского музыкального общества, которое успешно действовало в Ставрополе 100 лет назад.
ервое музыкально-учебное заведение в городе появилось около 1900 года. Музыкант И. Попов открыл частную музыкальную школу, которая очень скоро приобрела популярность и поддержку горожан. Успех предприятия побудил И. Попова и кружок местных любителей музыки к образованию в Ставрополе музыкального общества. Заручившись согласием губернатора Н. Никифораки, которому эта идея чрезвычайно понравилась, организаторы вскоре представили ему предложения и список руководителей общества. Вскоре губернатор уведомил, что уже на заседании 25 ноября Главная дирекция Императорского русского музыкального общества "в лице вице-председателя общества его императорского высочества, великого князя Константина Константиновича", утвердила первыми директорами Ставропольского отделения председателя Ставропольского окружного суда, присяжного поверенного, ставропольского городского голову, прокурора Ставропольского окружного суда и директора первой музыкальной школы. И вот 1 января 1902 г. отделение открыто. В первые же дни существования дирекция приступила к разработке проекта создания музыкальных классов. Осуществление проекта было сопряжено с большим риском и крупными материальными затратами при почти полном отсутствии денег. Но была надежда на внешнюю поддержку, а также на то, что дело само себя окупит. В июне 1903 г. секретарь Главной дирекции В. Направник телеграммой уведомил, что "августейший вице-председатель Общества разрешил открытие музыкальных классов при Ставропольском отделении". Содержание классов осуществлялось в основном за счет сумм, вносимых учащимися за обучение, и внешних поступлений, а также в результате использования банковских кредитов. С 1 сентября классы были открыты при полном составе преподавателей и более 60 учащихся. Плата за обучение по классу пения достигала 90 руб. в год, а по остальным классам - 80 руб. Деньги в то время немалые. А желающих учиться музыке оказалось много, особенно среди учащихся гимназий города. Но гимназический устав тех лет запрещал учащимся участвовать в вечерах, концертах и других зрелищах в качестве исполнителей. Общество же вскоре доказало, что это ограничение не может быть распространено на ученические собрания музыкально-учебных заведений Императорского русского Музыкального общества, "преследующего музыкально-педагогические цели в самом высоком их значении". В конце концов оно добилось у попечителя Кавказского учебного округа Завадского разрешения на участие гимназистов в концертах. Репертуар учащихся музыкальных классов включал произведения Моцарта, Глинки, Шуберта, Баха, Гайдна, Дюбуа, Мендельсона, Вебера, Грига, Глазунова, Рубинштейна, Бетховена, Чайковского, Сен-Санса, Бизе, Гуно, Доницетти, Шопена, Римского-Корсакова и других композиторов. Первый музыкальный сезон 1902-1903 гг. представил пять симфонических собраний (из них одно экстренное в пользу фонда по сооружению памятника М. Глинке, о котором уже упоминалось), четыре очередных квартетных собрания, четыре ученических публичных вечера, один концерт и одно так называемое публичное экзаменационное утро. Возвращаясь к концерту, посвященному столетию со дня рождения М. Глинки (его тогда обозначили "экстренным"), и газетным публикациям о нем, узнаем о том, что программа концерта была составлена исключительно из произведений Михаила Ивановича Глинки, лучших его творений, как оркестровых, так вокальных и фортепьянных. Исполнялись увертюра к опере "Жизнь за царя" (в наше время известна как "Иван Сусанин"), увертюра к "Руслану и Людмиле", "Восточные танцы" из этой же оперы и, конечно, знаменитая "Камаринская". Местная газета отметила, что "публике очень понравились также фортепианные номера, превосходно и со вкусом исполненные О. Скуридиной, и в особенном ударе была артистка В. Кислякова, спевшая арию Гориславы из "Руслана и Людмилы" и романс Антониды из оперы "Жизнь за царя". Впоследствии, подводя итоги работы, Ставропольское музыкальное общество отметило чрезвычайную удачу этого концерта и по исполнению, и по восторженному приему зрителей, но... "материальный успех вечера нельзя считать особенно удачным. Валовой сбор с концерта едва превзошел сто пятьдесят рублей (по тем временам это не такой уж маленький сбор. - В. В.), из каковой суммы добрая половина должна пойти на покрытие расходов". Тем не менее все остальные деньги были внесены на памятник великому русскому композитору, а жители Ставрополя еще раз приобщились к нетленной классической музыке. Так сто лет назад, в самом начале прошлого века, передовые меломаны города, добившись открытия в городе музыкального общества, самоотверженно стремились к решению задач музыкального образования населения и создавали условия, при которых в городе звучали лучшие творения лучших авторов. В. ВОДОЛАЖСКАЯ. Старший научный сотрудник Госархива Ставропольского края.
23 ноября 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
