Плохая хорошая Лиса
,
В рамках проекта "Русская народная сказка" Ставропольский краевой театр кукол поставил новый спектакль.
...Медведь наловил рыбы, а хитрюга Лиса ее украла и съела. Потом он набрал в лесу малины, но корзина с ягодами обманом перекочевала в лисью избушку. А еще лиса стащила у хозяйственного Мишки сковороду с блинами... Драматург М. Супонин в пьесе "Лиса и Медведь" обыгрывает мотивы русских народных сказок о животных. Мы все их читали и знаем: Медведь-простак и добряк, а Лисица - хитрая и коварная.
В новой премьере Ставропольского краевого театра кукол, однако, разыгрывается несколько иная история. А может, и совсем другая.
Сцена поделена на две части. Слева - двор и летняя кухня Медведя. Здесь все прочно, сделано на совесть и служит исключительно насущной потребе: занавески ситцевые, "практичного" цвета, мебель дубовая. Варенья и соленья; ягоды и травы сушатся: "от сердца и почек дарю вам цветочек".
Справа - лисичкина часть: занавески на окнах тюлевые, легкие, того и гляди в небо улетят, столик во дворе хрупкий, кокетливый, ножки бантиками перевязаны... И стоят эти два мирка под углом друг к другу, асимметрично.
Режиссер Григорий Гольдман, он же главный режиссер театра, поставил спектакль про эту асимметрию. Очень разные миры рядом, как им соприкасаться, и возможно ли?
В данном контексте разборки с малиной и блинами, как ни странно, и есть попытка двух разных существ общаться друг с другом.
Это и играют артисты Татьяна Стукачева и Александр Ефремов, причем в трех разных ипостасях: когда выходят как актеры, с минимумом грима, когда облачаются в медвежью и лисью "шкуры" и когда работают с куклами.
Лиса в спектакле не столько хитрая, сколько одинокая, нуждающаяся в опеке и внимании. Только как это все получать, она не знает. Если просто взять у Медведя рыбку или ягоду (он, добряк, угоститься все время предлагает), то на этом общение, возможно, и закончится. А вот если украсть, разгневать, то сам к ней прибежит... Так ребенок у не слишком внимательной мамаши все время что-то наперекор делает, чтобы она хоть взглянула в его сторону. Так и взрослые люди часто живут, и отсюда случаи демонстративного битья тарелок в семейной жизни.
Больно уж этот Медведь погружен в хозяйство, в колку дров и вяленье рыбы. Иногда соседкиному уму подивится - и снова в лес.
Так они друг друга и не могут понять. Лиса - что манипуляциями и злостью любви не заслужишь. Медведь - что, кроме блинов, есть еще иные ценности.
Финал грустный: кукла-Лиса притворяется мертвой, но и здесь Мишка не смягчается. Актриса-Лиса снимает оранжевую шапочку, отлепляет длинный носик и медленно уходит в глубь сцены.
Детский ли это спектакль? Абсолютно. Малыши включаются в игру сразу же: предупреждают Медведя о лисьем воровстве, "караулят" всем залом блины, пока он ходит по лесу, переживают, волнуются.
Более того, может быть, и не умея выразить своих чувств взрослыми словами, они в конце спектакля грустят: была "плохая" Лиса, а стало ее жалко, как будто она "хорошая"... Это чувство называется "эмпатия" - умение сопереживать, и очень важно научиться ему в детстве. Понять, что люди вокруг - просто люди, в которых доброе и злое часто рядом, и нужно уметь не только любить, но и прощать.
Так что общая работа Григория Гольдмана, Татьяны Стукачевой, Александра Ефремова (это первая серьезная роль молодого актера), художницы Л. Борисовской и других получилась.
Здесь бы и поставить точку. Но... Я смотрела спектакль дважды, в двух разных детских аудиториях. Первая, дошкольники, реагировала абсолютно адекватно: смеялась, пугалась, переживала за Мишку, задумывалась, когда Лиса оставалась ни с чем.
На втором спектакле в зале сидели школьники младших классов, и это была изначально очень агрессивная аудитория. Что уж там с ними в школе на уроках делали, не знаю, но актерам выполнить свою задачу было сложней именно в силу отсутствия эмпатии у этих детей. Можно посчитать, что спектакль рассчитан на малышей. А можно и по-другому. Семи-восьмилетние дети заряжаются агрессией дома, в школе, боевиков по телевизору насмотрелись достаточно, что им смерть кукольной лисички?
И если совсем маленьких еще к театральной условности можно приучить, то этих - уже труднее. В ситуации долгого отсутствия в городе стационарного театра кукол в семьях нет традиций совместного посещения детьми театра вместе с родителями (и детсадовцев-то привели воспитатели), нет чего-то важного для растущей души.
Вся надежда на то, что, как обещано, в следующем году краевой кукольный перестанет наконец кочевать (спектакль "Лиса и Медведь" пока идет на сцене Эстетического центра им. Гагарина). Это нужно не только коллективу театра.
25 сентября 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
