06:00, 20 сентября 2002 года

Маэстро умеет мечтать

Ставропольская осень щедра на праздники и юбилеи. Вот и муниципальный духовой оркестр г. Ставрополя отмечает первую "круглую дату" - десятилетие со дня основания.

Инициатор создания коллектива, его бессменный главный дирижер и художественный руководитель все эти годы - заслуженный работник культуры России, кавалер ордена Дружбы Даниил Аркадьевич Осиновский.

С оркестром меня связывает давняя творческая дружба. Вместе мы переживали его первые шаги, вместе работали над программами, так как мне посчастливилось быть первой ведущей концертов этого коллектива. Кажется, это было совсем недавно - десять лет промелькнули мгновенно. И вот мы встретились с Д. Осиновским в репетиционном помещении Дворца профсоюзов и стали вспоминать...

Юбилеи располагают к воспоминаниям, и маэстро рассказывает, как в качестве военного дирижера прослужил в армии 35 лет. Много пришлось поездить, но эти годы закалили, научили работать с самыми разными по составу коллективами. Так получилось, что военную службу Даниил Осиновский закончил в Ставрополе дирижером военного оркестра училища связи. 14 лет жизни.

Выйдя в отставку, работал педагогом в музучилище, главным дирижером оркестра в цирке. А мысль о создании городского духового оркестра не давала покоя.

Осуществить эту мечту помог бывший тогда главой города М. Кузьмин. В сентябре 1992 года ко Дню города подготовили первую концертную программу на основе музыки Кальмана, Штрауса, Дунаевского... Публика была в восторге! Сразу же образовался свой круг слушателей, и на улице к дирижеру обращались незнакомые люди с вопросом: "Когда следующий концерт?". Оркестр стал нужен горожанам, приобрел обширный репертуар, смело берясь за сложные симфонические полотна.

Изначально Осиновский решил для себя: доверять музыкантам. Многие из них имеют высшее образование и прекрасно владеют инструментами. О чем можно судить даже по репертуару: "Итальянское" каприччио Чайковского, "Испанское" - Римского-Корсакова, "Болеро" Равеля и много других сложных произведений исполняет оркестр. А еще есть в его "багаже" торжественная увертюра "1812 год" Чайковского, "Половецкие пляски" Бородина, увертюра "Эгмонт" Бетховена, "Ночь на Лысой горе" Мусоргского, сцены из опер, песни военных лет, джазовая музыка...

У кого-то может возникнуть сомнение: исполнять духовым оркестром произведения, написанные для симфонического?! Оркестр Осиновского делает это легко. Но сначала маэстро осуществляет аранжировку. Это колоссальный труд, требующий и мастерства, и времени. Сегодня 99% репертуара оркестра составляют аранжировки Д. Осиновского. Все партитуры произведений и оркестровые партии написаны рукой Даниила Аркадьевича.

А воплощают их в звук великолепные музыканты. С первого дня в оркестре работает кларнетист Иван Павлович Антонов. Ему, между прочим, пошел 80-й год. В этом возрасте духовики практически не играют, а Иван Павлович - концертмейстер оркестра (второе лицо после дирижера), солист! Ветеран Великой Отечественной, много лет преподавал в музучилище, вырастил плеяду хороших кларнетистов. А какие были у него сольные концерты! Слушатели стоя аплодировали и не отпускали со сцены. Это музыкант-легенда.

Сочным и мягким звуком украшает оркестровую палитру трубач Василий Филоненко. А ударник Анатолий Лаптев - настоящее "сердце" оркестра, его надежная ритмическая основа... Жизнь не стоит на месте, и с годами, конечно, состав коллектива меняется. Приходят молодые ребята. Педагоги училища искусств приводят своих учеников. Многие артисты-выпускники Ставропольского училища. В числе лучших - валторнист С. Козлов, трамбонист С. Сальников, трубачи С. Дубовой и Ю. Цахов, баритонист Э. Аболин, тубист В. Санжаров.

Как бы ни были самодостаточны музыканты, есть для всех неписаное правило: бережное отношение к солистам. Выходит на сцену миниатюрная хрупкая певица Марина Гузанова, и звучание оркестра меняется. Мощный и яркий звук сразу становится мягким и матовым, оттеняющим серебристый вокал. Вообще искусство аккомпанировать - великое искусство, требующее большого мастерства. Далеко не все знают, как трудно играть тихо, сдерживать звук - особенно на духовом инструменте.

На каждой репетиции Осиновский выделяет время для работы с солистами. Много лет с оркестром работал заслуженный артист России Борис Бруснев. Сейчас в штате вокалисты - колоратурное сопрано Марина Гузанова, меццо-сопрано Елена Рязанова и баритон Александр Вечеркин. Значительно разнообразят выступления оркестра приглашаемые играть студенты училища искусств и СГУ, учащиеся муз-школ и уже маститые музыканты. С духовиками играли лауреат международных конкурсов ученик ДМШ N 1 Владимир Румянцев (сейчас учится в Москве в школе для одаренных детей), лауреат регионального конкурса скрипач и пианист Александр Пипинов (учится в Ставропольском училище искусств), солист симфонического оркестра филармонии скрипач Сергей Петров, работали музыковеды Светлана Бородина, Ольга Руднева. Сейчас концерты ведет директор оркестра Александр Моногаров.

Концертный сезон коллектива делится как бы надвое - зимний и летний периоды. В холодное время года оркестр выступает на сценах Дворца культуры профсоюзов, краевой филармонии, СГУ, мед-академии. По субботам и воскресеньям в фойе Дворца обязательно звучит танцевальная музыка. С наступлением весны музыканты переходят в парки города. Но за крышу над головой благодарны прежде всего руководителям Дворца культуры профсоюзов.

Жители Ставрополя давно привыкли, что ни один праздник не обходится без духового оркестра. По сути дела, коллектив стал в своем роде главным оркестром края. По его подобию созданы духовые оркестры в Буденновске, Невинномысске, Светлограде, откуда коллеги приезжают за помощью.

Оркестр старается ездить по краю, сейчас, например, готовится к выступлениям на Кавказских Минеральных Водах. Не так давно получил первую премию смотра-конкурса оркестров Юга России.

На рабочем столе маэстро - новая партитура. Будет продолжен цикл "Музыка народов мира". Готовится аранжировка "Шехерезады" Римского-Корсакова. В ближайшем концерте это произведение прозвучит.

Очень хочется Даниилу Аркадьевичу довести штат оркестра до эталонного - 42 исполнителя. А еще, чтобы в Центральном парке наконец построили "раковину" и чтобы в СГУ был открыт оркестровый факультет, который станет хорошей базой подготовки кадров для всех оркестров края... Маэстро мечтает. Он умеет мечтать так, что его мечты сбываются.

Татьяна ДАНИЕЛЯН
«Маэстро умеет мечтать»
Газета «Ставропольская правда»
20 сентября 2002 года