Путешествующий бизнес. Есть ли у него будущее?
"Челнок" - это коммерческий мигрант, если взглянуть на него под определенным углом зрения. Он не меняет места своего жительства, но образ его жизни связан с постоянными территориальными перемещениями на короткие промежутки времени. Челноки нашего края, как и остальных регионов, не продают свой труд, а всего лишь извлекают прибыль из поездок, играя на разнице в ценах. Некоторые подробности их профессиональной деятельности удалось узнать ученым Ставропольского государственного университета, которые провели специальное исследование.
На первый-второй рассчитайсь!
Сколько же на Ставрополье челноков? Как утверждает краевой госкомстат, примерно 50-55 тысяч. Во всяком случае, именно столько зарегистрировано предпринимателей без образования юридического лица. Однако нет секрета в том, что официальные и реальные цифры имеют привычку сильно разниться, что связано с нежеланием самих людей, занимающихся подобным бизнесом, выходить на "свет". Проведя опрос в разных территориях края, ученые насчитали 62 тысячи 750 человек, занятых розничной реализацией вещей. Впрочем, и эта цифра, будучи весьма и весьма приблизительной, не может служить истиной в последней инстанции. Для того чтобы точно определить, сколько в крае челноков, надо провести сплошную перепись "малых" бизнесменов, как это сделали в прошлом году в Ростовской области.
Где же чаще всего "обитают" челноки? Прежде всего там, где им удобнее: вблизи транспортных развязок, группируясь вокруг Ставрополя (10-15 тысяч человек), Кавминвод, других крупных городов края. Глядя на цифры, в "передовиках" по этому виду бизнеса замечаешь и Лермонтов, где по причине депрессивности рынка труда достаточно высок процент челноков от экономически активного населения. Проблема-то заскорузлая: людям некуда приложить свои силы, кроме как уйти в сферу торговли. То же можно сказать о Предгорном, Георгиевском и Петровском районах.
4-6% - таков ориентировочный уровень челноков среди экономически активного населения Ставрополья (кстати, соответствующий общероссийскому). Ближе к окраинам края он плавно снижается, доходя до минимума (1-2%) в приграничных районах - Курском и Нефтекумском.
А вообще Ставрополье выгодно отличается от иных регионов удачным географическим положением, словно специально созданным для челноков, которым, безусловно, играет на руку и близость Черноморского побережья, и то, что край имеет международный аэропорт (далеко не в каждом субъекте РФ есть такая роскошь).
Куда "плывет" челнок?
Два этапа - до августа 1998-го и после него - можно выделить в судьбе челночного бизнеса. До дефолта вещевики ездили за товаром преимущественно в Турцию, Китай, Польшу и реже - в Москву. Резкий рост курса "зеленого" по отношению к рублю привел к переориентации поездок внутрь страны. Так, ставропольцы активно стали посещать не только московские рынки, но и базары Новороссийска, Краснодара, Сочи, Ростова-на-Дону и Пятигорска. Сейчас из-за больших транспортных расходов привезти товар из Пятигорска зачастую выгоднее, чем из первопрестольной. А их пятигорские коллеги сохраняют крепкие связи с Турцией и Эмиратами благодаря так называемому "воздушному мосту".
В ходе опроса многие челноки жаловались на физическую тяжесть своего труда, на обман торговых партнеров, неохотно - на рэкет и поборы, а также на конфликты в семье из-за своей "перелетной" профессии. Каждый второй из них, как выяснилось, совершает одну поездку в неделю, оставшаяся половина - еще чаще. Почти все сетуют на отсутствие безопасности при поездках, на то, что они не нужны государству. Кстати, последнему они действительно не нужны, о чем главный экономист нашей страны Г. Греф заявляет открыто.
В Минэкономразвития РФ уверены, что челноков как таковых почти не осталось, а их бизнес превратился в прикрытие "серого" импорта - это когда коммерческие карго-фирмы растаможивают товар, пользуясь "челночными" льготами. По оценкам министерства, по "серым" схемам в страну ввозится 90% текстиля, обуви, меха, игрушек, 70% парфюмерии, а общий "теневой" импорт этих товаров в прошлом году достиг 12,4 млрд. (!) долларов. Бороться с этим федеральное правительство собирается уже с 1 января 2003 года, когда, как предполагается, заработает новая политика - челноки будут приравнены к организованным импортерам с отменой всех льгот. Иными словами, груз весом до 50 кг и стоимостью до тысячи долларов можно будет провезти только при личном присутствии его владельца (а не по доверенности, как сегодня). А за груз от 50 до 200 кг придется платить таможенные платежи в полном объеме, а не 30%, как сейчас.
К чему приведут нововведения? На эту тему можно рассуждать долго. По мнению правительства, эти меры необходимы, поскольку, во-первых, они помогут справиться с засильем контрафактной продукции на рынках страны, во-вторых, увеличат поступления в бюджет, и в-третьих, создадут условия для развития собственных производителей. К слову, в большинстве цивилизованных стран войну за качество и политику протекционизма начинали именно с жесткого ограничения ввоза иностранной продукции. У ставропольских ученых - особое мнение на этот счет.
Там, за туманами
Но прежде - о прошлом этой профессии. В коммерческую миграцию оказалась вовлеченной наиболее активная и образованная часть населения. Судя по данным исследования, 57% ставропольских торговцев вещами имеют высшее образование, 34% - среднее специальное, всего 6% торгуют, имея за спиной только школу. Кроме того, было установлено, что среди представителей этой профессии преобладают женщины - 62% в крае и чуть больше 50% в Москве. С точки зрения экономики - деквалификация - образованный человек вынужден трудиться в далекой от своего профиля сфере, представляет собой упущенную выгоду. Упущенную государством. С другой стороны, челночный бизнес дал важный социальный эффект, положительно сказавшись на занятости населения в регионе в период острой безработицы. И продолжает это делать сейчас - к такому выводу пришли ученые.
В частности, исследование показало, что 27% ставропольских вещевиков создают дополнительно (исключая себя) 1-2 рабочих места, 8% - 3-4 места и так далее. Челнок - своего рода мелкий работодатель, вокруг которого кормятся реализаторы, владельцы точек питания, автостоянок, водители, грузчики, уборщики. Именно поэтому ученые возражают против резких "античелночных" движений, полагая, что в их отношении следует проводить не столько политику ужесточения, сколько постепенного сглаживания. До тех пор, пока эти люди составляют весомую долю рынка труда. В противном случае они, мол, пополнят отряд безработных.
Но есть и обратное мнение, опровергающее саму возможность отрицательных последствий для общества от принудительного сокращения числа челноков. Рассуждая логически, специалисты посчитали, что отмена "челночных" льгот никак не отразится на покупательной способности населения, а следовательно, и количество торговых мест не уменьшится, т. е. работы у продавцов меньше не станет. Просто они вынуждены будут еще раз переориентироваться - теперь уже на российских производителей и совместные предприятия. Впрочем, у самой профессии перспективы отнюдь не радужные. У нее нет будущего - с этим приговором соглашаются и ставропольские ученые. Изначально носящий временный характер, этот вид коммерческой деятельности сейчас вымирает и скоро сойдет на нет по объективной причине, когда станет невыгодным.
Если обратили внимание, количество челноков уже сократилось, оставшиеся утверждают, что их прибыль от этого не очень-то увеличилась. Так, 46% из них сказали, что получают в месяц до 5 тысяч рублей, 17% - от 6 до 10 тысяч, доходы остальных еще выше. Зная присущее некоторым предпринимателям стремление скрыть часть прибылей, рискнем предположить, что "занижальщики" попали в число тех 46%, а другие сказали правду. Почти все торговцы довольны своим материальным положением (а примерно 40% заявили, что на их бизнесе держится финансовое благополучие семьи), хотя и признают, что зарабатывать в последнее время все труднее.
Если с достатком все более- менее в порядке, то морального удовлетворения от работы эти люди, по их словам, не испытывают и не хотят, чтобы их дети пошли по "челночным" стопам родителей. На наш взгляд, это весьма показательно...
18 сентября 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
