Вымолви Адам: "Прости, Господи!", и род человеческий пребывал бы в раю
Так считает в прошлом убежденный атеист, а ныне один из ведущих православных ученых России иеродиакон Киприан.
Наша справка. Иеродиакон Киприан (Ященко) - руководитель рабочей группы Координационного совета по взаимодействию Министерства образования России и Московского патриархата Русской православной церкви, председатель правления Центра педагогических исследований "Покров", главный редактор газеты "Воскресная школа", кандидат педагогических наук.
Он сразу притягивает взгляд: в белой рясе, огромный, с окладистой седой бородой. Этакий эпический старец-ведун. А когда я услышал, как раскованно, образно, то и дело прерываемый аплодисментами зала, он говорил с трибуны о весьма серьезных для нашего Отечества проблемах духовно-нравственного воспитания детей и подростков, подумалось: этому священнослужителю можно начистоту выложить свои сомнения - не надуется, не встанет в позу оскорбленного.
Так и вышло: несмотря на недосып и усталость после дальней дороги и долгого сидения в президиуме, почетный участник Свято-Феодосиевских чтений, что на днях проходили в Минеральных Водах, иеродиакон Киприан больше двух часов терпеливо отвечал на мои вопросы, разъяснял, оспаривал. Полагаю, фрагменты нашего разговора будут небезынтересны всем, кто хоть единожды крепко задумывался о смысле своей жизни.
- Чтобы по ходу беседы не возникало недоразумений, сразу оговорюсь: в общепринятом понимании я человек неверующий. Надеюсь, вас это не отвратит?..
- Каждый проходит разные стадии в своей духовной жизни. Атеизм - это тоже форма религиозного исповедания. Но без Бога, против Бога. В основе многих научных доктрин лежит некий постулат, который не доказывается, а просто принимается на веру. И уже на его основе разворачивается вся система доказательств. Так и здесь: человек принимает на веру постулат безбожия и уже на его основе строит систему так называемого научного атеизма. При этом доказать, что Бога нет, он не может.
- По-моему, сегодня для власть имущего быть атеистом не менее опасно, чем верующим в пору безраздельного господства КПСС. Я лично знаю несколько глав администраций, депутатов, которые в дни праздников исправно ходят в церковь, хотя на самом деле в Бога не верят.
- Вы преувеличиваете. Я, например, знаю, что на Свято-Феодосиевские чтения владыка Гедеон пригласил всех: и администрацию края, и обе территориальные администрации. Откликнулось не так много людей. Ну и что? Кто осудил тех, которые не откликнулись на приглашение?
И вообще не стоит категорично судить о других людях. Вера может быть разная. У одного она возникает в форме некоего сомнения, у другого - в переломные моменты жизни, у третьего - под влиянием постигших несчастий.
Я знаком с бывшим дальневосточным губернатором Ноздратенко. Человек неверующий, ярый. Как говорится, и Бога не боится, и людей не страшится. Но когда самолет, на котором он летел, не мог приземлиться и были испробованы уже все варианты, Ноздратенко позвонил владыке Вениамину, попросил помолиться за него. Как видите, в самый отчаянный момент человек обратился к Богу. Владыка сам встал на молитву, и самолет с губернатором благополучно приземлился.
- Согласен: каждый человек - это тайна, не будем судить о других. Ну а о себе вы можете рассказать, как и когда вы уверовали в Бога.
- Мне было 30 лет. Работал в институте, учился в аспирантуре, писал диссертацию. И тут постигли меня личные скорби, да такие, что, казалось, рухнул весь мир. Возникли препятствия с написанием работы, с назначением на должность в институте, не ладилось в научном и творческом плане, с жильем, в семье. Целый год я с утра до вечера словно о стену бился: ничего не сдвигалось, только хуже становилось.
И вот однажды, совсем уже отчаявшись, вышел в поле и вознес руки к небу: "Я атеист. Но если, Бог, ты есть - помоги мне выкарабкаться из этой ситуации!". И буквально через несколько дней все как-то разрешилось: вначале с жильем, с семьей, затем с работой...
- Неужели этого было достаточно, чтобы зрелый, высокообразованный человек в корне переменил свои взгляды?
- Нет, это был только первый шаг, толчок, побудивший меня впервые в жизни взять в руки Евангелие. Как человек науки, рационально мыслящий, я там нашел 157 противоречий. Это меня сильно смутило. Я тут же отложил Евангелие, но только на время.
Как ученого меня всю жизнь мучил один и тот же вопрос: есть ли абсолютная истина? Меня не удовлетворяло, что в одном философском течении принимается одна система ценностей, в другом - иная. Получается, сколько эпох, сколько людей - столько и систем ценностей. В таком случае все люди должны быть принципиально разные. Но ведь есть нечто, объединяющее человеческий род. И вот именно от Евангелия, от заповедей блаженств на меня повеяло какой-то абсолютной истиной, я почувствовал, что здесь кроется что-то очень глубокое.
Где-то через полгода я снова взял в руки Евангелие. По повторном прочтении почти все противоречия исчезли. Осталось лишь несколько, правда, принципиальных. Но и они исчезли, когда прочитал толкование наиболее трудных мест. И я понял, что только мое несовершенство, сугубо рациональное мышление не позволяло увидеть всю глубину Евангелия, которое состоит из множества слоев: исторического, событийного, мистического, духовно-нравственного и так далее.
- Не обессудьте, но я, например, Ветхий завет не могу читать без содрогания. Бог требует от Моисея: уничтожь этот народ за то, что он меня не почитает, вырежь поголовно, включая младенцев, население того города... Как-то не вяжется это с общечеловеческими ценностями, с любовью к ближним.
- А вы сначала прочитайте Новый завет. И потом, как я уже говорил, только рационально Библия не познается. Одного святого спросили: ну объясните, как это может быть, что Иона, которого проглотил кит, три дня жил у него в чреве. И святой полушутя ответил: "Если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверил".
Да, мы убеждены, что Библию писали люди, которым диктовал сам Бог.
- Неподалеку от того места, где мы сейчас с вами разговариваем, напротив центрального рынка Минеральных Вод, полтора года назад прогремел страшный взрыв. Более двух десятков людей погибло, свыше сотни были ранены. Среди погибших - двухлетняя девочка. Пусть у других были какие-то грехи, но ее-то за что? Где Бог, без которого не упадет волос с нашей головы?
- Да, с точки зрения здравого смысла, это постичь невозможно. А потому я хочу рассказать случай, который, возможно, наведет вас на размышления. Когда будущему декабристу Рылееву было четыре года, он заболел туберкулезом. Врачи уже отказались от него, мальчик умирал. И тогда его мать стала усердно молиться иконе Божьей матери: "Спаси! Чем он провинился? Посмотри, он чистый, как ангел". И женщине было видение: явилась Божья матерь и сказала: "Выбирай: или он сейчас умрет и попадет в царство небесное. Или когда вырастет, он станет преступником и угодит в ад". Понятно, что женщина по-матерински выбрала последнее. Чем это кончилось, мы все знаем.
- Вы уже несколько раз обмолвились: "Мы - верующие люди". А что в обыденной жизни отличает верующего от безбожника? В чем его сущность?
- Моя бабушка была глубоко верующим человеком. И знаете, в чем ее вера заключалась? В том, что она весь день произносила одни и те же для меня, несмышленыша, непонятные слова. Начинала чистить картошку: "Господи, благослови". Очистила: "Спаси, Господи". Всякое мелкое дело она начинала с обращения к Богу. А как закончит, тут же воздавала ему благодарность. И так весь день проходил в постоянном памятовании о Боге.
Люди-труженики не могли каждый день ходить в храм. Но у них была полная уверенность, что Бог все видит, у них был страх Божий. Он являлся главным нравственным регулятором всей жизни человека. Принципиальное отличие христианской нравственности от светской заключается в том, что неверующего человека главным образом волнует, как он выглядит в глазах других людей, его социальная роль. А верующий и в самом укромном месте помнит, что Бог все видит, а потому поступает по совести.
Суть христианского исповедания заключается не в каком-то учении, не в какой-то теории, а в образе жизни, в личном опыте, когда человек вдруг открывает в себе бездну грехов и начинает пытаться от них избавиться, начинает просить помощи Божией.
- Опять этот мотив греховности, покаяния. Он отвратил от церкви немало моих знакомых, людей вполне достойных, доброжелательных. С какой стати я должен постоянно уничижать себя?
- Как вы думаете, почему Адам и Ева были изгнаны из рая? Нет, не за то, что ослушались и вкусили запретный плод. Даже после содеянного Господь, как великий педагог, давал им возможность остаться в раю. Вот он спрашивает: "Адам, не ел ли ты яблоко с дерева добра и зла?". Адаму оставалось только сознаться, покаяться, и Господь, конечно же, простил бы его. А тот что ответил: это не я, а жена, которую ты мне дал. Мол, сам такую жену дал, а меня попрекаешь. Когда Бог спросил у Евы, та в свою очередь: мол, это не я, а змей виноват.
Не правда ли, знакомая ситуация? И этот грех мы повторяем ежедневно. Потому люди и изгнаны из рая, что отговариваются, ищут, на кого свалить, тогда как требуется лишь со всей искренностью признать: моя здесь вина, и я постараюсь сделать все, чтобы ее загладить.
Что касается добродетельных, которым якобы не в чем каяться... Моя мама 30 лет была секретарем партийной организации. Когда я первый раз привел ее в храм, она спросила, о чем там шепчутся прихожанин и священник. Объяснил, что это таинство исповеди: человек признается Богу через посредничество священника в своих прегрешениях. "Но у меня нет грехов, - заявила мама. Потом, подумав, поправилась. - Ну разве что один, небольшой". Спустя два месяца мы поехали в монастырь. Пожили там несколько дней. Мама решилась было исповедаться, но священник велел ей подготовиться к генеральной исповеди, то есть припомнить грехи за всю свою жизнь. И тогда она села и целиком исписала толстую тетрадь. А ведь еще два месяца назад была убеждена, что жизнь прожила правильно, никаких грехов не совершала...
По мере того, как обостряется духовное зрение, человек различает в себе все больше и больше греховных помыслов, страстей. Вот почему великие святые совершенно искренне считали себя величайшими грешниками.
- Предмет, по которому вы готовите учебники и который Министерство образования намерено ввести в школах страны, называется "Основы православной культуры". А почему не "Основы культуры мировых религий"?
- Культура, как некое возделывание, как некая цивилизация - это прежде всего национальное, народное достояние. Так уж сложилось в России, что здесь традиционно культура была основана главным образом на православии. Невозможно понять русского человека, его поступки, его самоотверженность, вообще народный характер в отрыве от православия. И наша литература отличается от всей мировой литературы тем, что в ней центральная тема - покаяние, поиски идеала. Русская литература очень совестливая.
А в чем смысл образования? В том, что оно должно передавать традиции. С какой стати в России насаждать ценности американской культуры? В их основе только низменные человеческие стремления: гедонизм, нарциссизм, потребительство. Русь же испокон века называли Святой, потому что это единственная страна в мире, где идеал христианский совпадал с идеалом народным. Его суть - святость, высочайшая нравственность. Отказываться от таких великих традиций - значит превратиться в иванов не помнящих родства.
- Но придет час, нас закопают, положат букетик цветов на могилу, всплакнут и... жизнь пойдет своим чередом. К чему все эти стремления, поиски идеала?
- Да, тело закопают, но душа-то вечная. Здесь, на земле, мы словно бы в командировке. Нам дано время свободно определиться. И закон таков: как душа привыкла существовать здесь, в нашем бренном теле, какие навыки приняла, так, по этой же траектории, по этому вектору, она будет жить и вечно. Вот почему столь велика наша ответственность во время земной жизни.
Великий молитвенник старец Иосиф, который всю жизнь прожил на Афоне, рассказывал мне, как он впервые приехал в город: "Иду как по кладбищу. Вокруг - живые трупы, от всех смердит". Ему было дико, что люди со своими нераскаянными грехами спокойно едят, пьют, одеваются, ходят в гости. А на самом деле все они являются мертвецами. Так же, как Адам духовно умер в раю, когда не покаялся.
Почему бы каждому не задуматься: сколько каждый день мы тратим времени на заботу о бренном теле, которое однажды закопают, и сколько - на очищение своей вечной души от ежечасно, ежеминутно налипающей грязи дурных помыслов и поступков? У российского человека было заведено, что в субботу надо непременно сходить в баню, а в воскресенье - на исповедь. Ведь в рай можно вернуться только через покаяние.
16 августа 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
