"Скорость не более десяти верст в час..."
(Из дорожных правил Ставропольской городской управы, 1910 год)
Невозможно скрыть трогательное умиление видом первых частных авто на тихих улочках губернского Ставрополя. В начале минувшего века ими владели лишь единицы особо важных персон. Купец I гильдии, почетный гражданин Георгий Тимофеевич Иванов, например, получил билет № 1 на право езды в "собственном моторном экипаже". А спустя два-три года, на диво городским обывателям, появилось еще несколько фыркающих газолином импортных автомобилей. Но зато какие марки, какие фирмы: "Форд", "Ситроен", "Бенц", "Паккард", "Пежо"...
В лексикон ставропольцев стали входить новые слова: фаэтон, кабриолет, рессоры, подвески, крылья, шины и... - лошадиная сила. Автонашествие на Ставрополь в те годы бы-ло скорее романтизированным. Настораживающим оно стало в наши дни, когда власть автомобиля превратилась в силу могучую и бесцеремонную.
А тогда, в 20-х годах, целым событием было появление в Ставрополе небольшой партии отечественных грузовичков "АМО-ф15". В апреле 1927 года поступили два 30-местных автобуса французской системы. Они курсировали в Пятигорск и Армавир. Лишь в 1935 году открылся первый регулярный городской маршрут "Железнодорожный вокзал - улица Ленина".
В Ставропольском краеведческом музее хранится любопытное удостоверение в солидном твердом переплете: "Выдано гражданину Крикорьяну Николаю в том, что он закончил восьмимесячные курсы шоферов "Автодора"... и как сдавшему экзамены и выдержавшему испытание ему присваивается звание шофера. 13 сентября 1930 г.". Звание ни больше ни меньше. Тогда шофер воспринимался как сегодняшний пилот авиалайнера.
Этот документ лет 25 назад принес в музей коренной житель Ставрополя, ветеран Великой Отечественной войны, автомобильный ас и неугомонный общественный автоинспектор Николай Аршакович Крикорьян. Достал из папки заветные, сильно тронутые временем фотографии, на которых курсанты "Автодора", почти мальчишки, запечатлены у старого, 1913 года выпуска, "Делане-Бельвиля". Сетовал Николай Аршакович, что не сберегли в городе хотя бы одну полуторку или "ЗИС-5" - этих трудяг довоенной и военной поры, а еще "М-2", знаменитую "эмочку". Стоять бы им памятниками на пьедестале в Ставрополе да и в других местах.
Правда, в экспозиции музея "Ставрополье. ХХ век" видное место занял послевоенный "УАЗ-67". Побороздил старичок ухабистые дороги, славно потрудился. Ждет своего места в обновленной экспозиции "Москвич-40". Его лелеял и держал в рабочем состоянии и передал музею старейший ставропольский водитель со стажем более 60 лет Александр Николаевич Солдатов. Сохранился внушительный по размерам бортовой срез от списанного автобуса "ЗИС-127". На нем красуется 20 звездочек - отметин за каждые 100 тысяч километров пробега без капитального ремонта. Два миллиона км прошли на нем водители И. Коржов и И. Чепурной. Автобус был огромный, рейсовый, чудо 60-х годов. Такую махину в музее не пристроишь, но бортовой срез, руль, спидометр, фотографии удалось сберечь.
Теперь в дни различных праздников стали проводиться выставки старых автомобилей. Это не только дань их послужному списку, а нечто большее, скорее всего взгляд в прошлое и в будущее.
"Хорошее отношение к лошадям" (по Маяковскому) всегда вызывало особое чувство трепетности и бережливости человека к тягловой силе. Не случайно же из века в век конным, а впоследствии механическим экипажам, присваивали красивые названия. Для нашенской российской легковушки лучшего, чем "Лада", имени не придумаешь.
13 августа 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
