Мысль в гармонии красок
В выставочном зале Ставропольского отделения Союза художников с успехом прошла персональная выставка кисловодчанина Евгения Горина.
Мы познакомились в конце восьмидесятых в мастерских Кисловодского художественного фонда. Евгения Горина называли счастливчиком. Он писал много и мощно с юности, получив богатый опыт у художников – отца и деда, а затем в Домах творчества и у корифеев российской живописи братьев Ткачевых, Загонека, Сидорова, Кугача, Глебова. К нему рано пришло признание после краевых и зональных выставок, когда он в совершенстве освоил натюрморт, пейзаж, портрет, многофигурные композиции. Но уже тогда в молодом художнике начал проявляться бунтарский дух, он нащупывал нетрадиционный стиль, сочетающий живописную технику Матисса и Кандинского и пространство Дали.
Худощавый, среднего роста, скуластый человек, с жилистыми большими руками рабочего. Мог бы затеряться в любой толпе. Если бы не серые глаза с острым, как бритва, азиатским разрезом. Они примечали каждую деталь жизни, неуловимую для остальных. Но вот с первой же встречи запомнилось виртуозное владение "всем" - графикой, акварелью, темперой, маслом и даже резьбой по дереву.
И вдруг в одночасье все погибло. Сгорели в пожаре десятки его полотен. Горин бросился восстанавливать утраченное – по памяти. И через два года вернул к жизни почти все! В первую очередь - пейзажи, как бы боясь навсегда потерять сполохи увиденного лично им вечернего зарева, осязаемую чистоту воздуха Кисловодского парка, счастливое уединение деревенской окраины, притягательный простор русских рек. И, конечно, свое программное полотно "Утро": алый бык, мчащийся по зеленому лугу, несущий радость и надежду...
В середине девяностых он неожиданно для всех на четыре года уезжает в Грецию. И там продолжает свое восхождение к вершинам мастерства.
Вместе с женой, гречанкой Майей, они поселились в самом центре Афин недалеко от Плаки, тесноватой улицы, – своего рода греческого Арбата. Тут кипела богемная жизнь, собирались на посиделки писатели и поэты, здесь же продавали картины художники. И он, быстро обучившись греческому языку, сразу стал своим в их среде. Талант Горина приметили владельцы художественных галерей, охотно скупали его полотна, а городская мэрия предоставила для его персональной выставки всю национальную галерею.
Греция поначалу поразила контрастами. То все жаром кипит, то погружается в безразличную меланхолию, днем все блещет яркостью красок, а ночью становится неразличимо черным. И многовековая история, казалось, постоянно ходит по пятам. Он часто брал с собой этюдник и отправлялся на Плаку писать. Однажды, бросив начатый этюд, принялся за другой, живо представив себе апостола Павла, проповедующего на Афинских холмах и впоследствии казненного. Идея его захватила. Так начало рождаться "Распятие" – одно из его будущих самых значительных полотен...
Стремительно накатился вечер, пора было паковать этюдник. Летняя изнуряющая жара сменилась освежающей прохладой, каскад олеандровых запахов с холмов Акрополя хлынул в долины под вздохи базуки и пение мандолин. Быстро темнело. Он запрокинул голову в черное небо. Вдруг ослепительно блеснула молния. И как прозрение: именно таким должно быть небо над Ним: суровым, безжалостным к убийцам, осыпающим на них град молний...
Его "Распятие" несколько аллегорическое, менее документальное, чем эмоциональное, чем-то сродни манерной картине "Несение креста" голландского живописца XV века Иеронима Босха. Только там властвует толпа, а тут стихия...
Рождается целый цикл таких полотен: "Сон паломника", "Три сестры", "Театр Иродион", где философское осмысление настоящего и прошедшего передается через опыт мировой живописи, поиск новых форм изображения – через экспрессию цвета.
Греция стала началом его нового творческого пути. То, к чему он шел долго на ощупь, вдруг проявилось, как тогда во вспышке молнии: мазок утверждает плоскость, с него начинается экспрессия линий и цвета и с ней в гармонии должна находиться мысль автора.
Холмы Ликавитоса и Акрополя с величественным храмом Парфенон, улица Монастыраки, остров Додеканес с милым вечно изумрудным уголком Липси вдохновили его на создание картин и пейзажей, где цвет существовал и мыслил. Наверное, поэтому так ценят Сезанна и Ван Гога: каждый мазок – движение мысли. Но Горин шел другим путем, придавая своему творчеству меньше яркости и больше смысловой окраски. Два-три цвета – и все. Спустя некоторое время понимаешь: парад красок был бы тут неуместен. О большом говорят немного. Таково полотно "Беженцы". Эта новая работа задумана была в Греции и выполнена после возвращения в Кисловодск... Зарево пожара, клубы черного дыма над взгорьем, на заднем плане – разбитые жилища и храмы, на переднем – группа обезумевших от горя людей, бредущих непонятно куда, смотрящих вперед ничего не видящими глазами... Работа выполнена в неярких тонах, точнее, в ней господствует почти один телесный цвет, как бы подчеркивающий ценность человеческой жизни.
"Я бы очень дорого дал за то, чтобы нарисовать стакан таким, каков он есть", – писал в свое время Пабло Пикассо. И живопись ушедшего в прошлое великого двадцатого века билась за утверждение такой истины. Сам Пикассо, Сарьян, Малевич, Филонов, другие авангардисты, оставили свой неповторимый след. Наш современник Евгений Константинович Горин продолжает славный путь мастеров.
***
Мы сидим в уютной мастерской художника в старом квартале Кисловодска, пьем чай и беседуем о будущем.
– Я мог бы снова вернуться в более благополучную Грецию, где черпал свое вдохновение, и там жить, – говорит он. – Но я россиянин. Мне дороги и костромские просторы, где родился, и старые кварталы Кисловодска, и степи Ставрополья, и горы Карачая. Они меня сделали тем, что я есть. И это я хочу отдать людям, живущим рядом со мной.
19 июля 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
