Откуда растут ноги у цен на бензин
Последние недели бензиновая тема не сходит со страниц газет и журналов, ценам на горючее посвящены первые сюжеты в выпусках теленовостей. Между тем за этим криком и ростом тихо и незаметно набирают силу совсем другие процессы. Просто нефтяной бизнес оказался "крайним", а госмонополии свои цены давно уже повысили.
На самом деле цены растут последовательно и неуклонно во всех сферах экономики. Причем, если их рост на нефтепродукты хоть как-то регулируется правительством, находится под пристальным вниманием прессы, то во всех остальных отраслях это происходит иначе. Вспомните, как громогласно и сердито критиковал, находясь в Ставрополе, Владимир Путин желание энергетиков поднять тарифы после наводнения: "Вы самые умные или самые циничные?". Энергетики после окрика тарифы сдержали, а вот ОАО "Газпром", которое с июня 2002 г. (после смещения Рэма Вяхирева с поста председателя Совета директоров) стало куда более подконтрольно президенту России, даже приведенное в пример для подражания слушать главу государства не стало и взвинтило тарифы на газ сразу на 15% в течение трех дней после этого совещания.
По информации, которой мы располагаем, ситуация с ценообразованием поменялась в марте. Правительство РФ потребовало от нефтяников направить по внешним контрактам А-76 в Китай и Индию в весьма крупных объемах. Это вызвало дефицит топлива в разгар весенне-полевых работ и перед самой уборкой. Плюс президент России попросил на встрече с представителями крупного бизнеса увеличить поступления в бюджет в связи с тем, что сниженный до 13% подоходный налог не дает ожидаемого эффекта и доходы бюджета продолжают падать - увеличение зар-плат бюджетникам и военным почти в два раза сделало его совсем пустым. А кто согласится увеличить налоговые поступления без роста цен? Вот они и поползли снова вверх.
Мы проанализировали ситуацию с 31 января 2001 г. по июль 2002 г. и получили следующую любопытную картину.
За эти полтора года рост цен (с учетом сезонных колебаний) на дизельное топливо составил приблизительно 4%; на бензин А-76 - приблизительно 1%; одновременно на электроэнергию – около 60% (и останавливаться энергетики не собираются); на газ – 20% и в начале июля еще на 15%, т. е. всего на 35%. Пшеница между тем подешевела за это время с 2800 руб. до 2200 руб. за тонну. Одновременно рост цен на транспортные тарифы за полтора года составил 53%. Необходимо отметить, что общее повышение цен началось в январе нынешнего года, в то время как цены на бензин и дизтопливо начали расти только в мае.
Обращает на себя внимание и то, что ставропольские антимонопольщики в своих претензиях к нефтяникам явно некорректны. Обвинения в адрес "Лукойла" и "ЮКОСа" выглядят довольно странно, если учесть, что на розничном рынке доминирует частник. В его руках находится около 60% заправок. То есть разбираться с компаниями будут и по вопросу тех цен, за повышение которых они ну никак не могут отвечать.
И последнее. Как заявил в конце июня на интернет-пресс-конференции в Москве, организованной РБК, президент НК "Лукойл" Вагит Алекперов, рост цен на бензин завершился, и осенью нынешнего года они снизятся на 10%. К сожалению, глава "Лукойла" тогда еще не знал, какую "свинью" подложат ему транспортники. С 15 июля тарифы на перевозку нефтепродуктов увеличены на 15%. Так что виноватых в ценовом беспределе надо искать вовсе не среди нефтяников...
17 июля 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
