Культурная революция в отдельно взятом здании
• 27 мая – Всероссийский день библиотек
Мы уже не первый год живем в ситуации ломки всевозможных стереотипов и нередко говорим об этом, подчеркивая реформаторскую суть времени. Все так. Но вот с одним из стереотипов, пожалуй, большинство из нас еще никак не расстанется. Имею в виду наше представление о таком учреждении, как библиотека. При этом слове вспоминаются длинные стеллажи с книгами, тишина читальных залов, эдакая классическая наукообразность всего уклада жизни.
А ведь и сюда, в старинные стены, в устоявшийся уклад уже тоже ворвалась своя культурная революция, выразившаяся сначала в технических усовершенствованиях, а потом – неизбежно – и в каком-то трудно объяснимом, но явно ощущаемом изменении психологии читателя. Которого уже и читателем не всегда назовешь, все больше – несколько угловатым словом "пользователь"... Сегодня речь пойдет о трех отделах краевой универсальной библиотеки им. Лермонтова. Именно о трех, поскольку само их появление здесь и есть элемент этой, не побоюсь громкого термина, культурной революции.
Там, где живут электроники
Самый "старший" из этих "новеньких" существует, вообще-то, уже шесть лет, но, несмотря на возраст, его название до сих пор непосвященному кажется достаточно экзотичным – сектор некнижных носителей информации. Да-да, библиотека, но – некнижная. Кстати, как призналась заведующая сектором Маргарита Воронова, ее небольшому коллективу это слово не нравится: звучит как-то неповоротливо, но, однако же, успело прочно закрепиться в библиотечной практике повсеместно.
Носители информации в данном случае являют главного героя нашего времени – компьютер, но не только. В небольшом помещении соседствуют еще и видеотека с недавно приобретенным современным большеэкранным телевизором, и серьезная коллекция старых пластинок с проигрывателем (раритет!), и, разумеется, весомое собрание дисков. И то, и другое, и третье пользуются огромным спросом. В день в этой комнатке бывает по нескольку десятков посетителей. Кто-то разыскивает с помощью Интернета материалы для диплома или диссертации, и тут часто приходится подключаться электронику Денису Яцутко (нет, это не опечатка, должность Дениса именно так и обозначена – "электроник", не правда ли, звучит замечательно?). Кто-то пришел подобрать записи старых мелодий для профессионального праздника, и здесь не обойдется без советов Ирины Фоминовой, библиотекаря с дипломом режиссера, между прочим. Что вообще характерно для кадрового состава Лермонтовки: едва ли не каждый сотрудник – специалист с высшим, а то и двумя высшими образованиями.
В это же время Маргарита Воронова помогает школьному учителю найти видеофильм для урока литературы: в секторе богатый выбор экранизаций классики именно по программе общеобразовательной школы. Да и не только школы. Тут и физика, и история, и философия... Есть и "товар" на более взыскательный вкус, например, подбор фильмов - номинантов на премию "Оскар", которые демонстрируются во время встреч киноклуба, действующего здесь весьма успешно. Как и клуб "Мастер и Маргарита", собирающий вместе людей творческих профессий - художников, поэтов, музыкантов. Сама Маргарита Воронова, организатор клуба, человек скромный, а вот коллеги убедили, что ее имя как нельзя кстати вписывается в такое название. Ведь и к ней тоже применимы слова "творческая личность", достаточно взглянуть на украшающую стены отдела серию замечательных фотографий, сделанных ею.
Словом, ни о какой заповедной библиотечной тиши здесь и речи быть не может, жизнь буквально кипит ежесекундно, пропитанная мощными информационными "полями".
– Мы бы добавили еще и компьютеров, и другой техники, спрос велик, да вот видите – тесно. Но все же за шесть лет хоть и не такими быстрыми шагами, как хотелось бы, но движемся вперед, - говорит М. Воронова. – У нас можно не только найти нужные сведения, но разрешается бесплатно скопировать на дискету, можно и распечатать текст... С пустыми руками никто не уходит.
И правоведом быть обязан...
Ровно вдвое "моложе" открытый в 1999 году Публичный центр правовой информации. Впрочем, уже вполне крепко стоящий на ногах, отчасти потому, что создан в рамках всероссийской программы, совместного детища Центра правовых реформ, Министерства культуры и Федерального агентства правительственной связи, но в не меньшей степени благодаря четкой организации внутри самой библиотеки. Основная задача этой принципиально новой структуры – предоставление бесплатной правовой информации гражданам Ставрополья. Именно бесплатной. Возникает вопрос: почему юридическая по сути служба – и вдруг в библиотеке?
– Прежде всего потому, что людям библиотека привычнее и ближе. До этого были попытки создать такие центры при судах, но народ туда почему-то не пошел, – говорит руководитель Центра Анна Овчаренко. - А база данных у нас очень солидная, поскольку предоставляется ФАПСИ. Кроме того, сотрудничаем с коммерческими юрфирмами, и тоже на бесплатной основе.
Разумеется, чтобы помочь человеку не утонуть в море всяческих законов, сотрудникам приходится и самим овладевать правовыми знаниями. Недаром в штате отдела есть один профессиональный юрист, а библиотекарь Елена Васильева учится на юридическом факультете. Сюда идут и студенты, и пенсионеры, и вынужденные переселенцы, и частные предприниматели малого и среднего бизнеса. Последних часто интересуют проблемы налогообложения, а участников боевых действий в Чечне – проблемы выплаты "боевых", по которым, оказывается, очень мало официально опубликованных документов, и поиски правды, как сказала об этом А. Овчаренко, усложнены. В этих повседневных поисках правды сотрудники Центра убедились, насколько запутанно наше отечественное правовое поле. Но свои услуги они отнюдь не считают юридическими консультациями: нет, это лишь предоставление сведений по тому или иному своду законов. Без комментариев. Получив эту информацию, человек сам решает, как ею воспользоваться.
Скажете, не библиотечная это работа? В принципе, да. Вон в Германии, например, где побывала на стажировке одна из сотрудниц библиотеки, подобные Центры действуют при муниципалитетах. У нас отношения народа с "коридорами власти" не столь доверительные и непосредственные, менталитет иной, и привычки, и традиции. Главное в другом – помочь реальному человеку, этим-то здесь и занимаются. Но не ограничиваются. Так, в этом году в Центре начата практическая работа по организации клуба "Гражданская инициатива", имеющего целью наладить обратную связь с законодателями, их создающими. Предполагается на встречах в клубе обобщать высказанные мнения по готовящимся законопроектам, чтобы затем довести их до депутатов как Российской, так и краевой Думы. Уже первое заседание клуба показало нужность такой работы, ее оценили, в частности, многие правозащитные организации Ставрополя, теперь слово за депутатами.
Сейчас подобные Центры правовой информации создаются в районных и городских библиотеках края (таких уже насчитывается 19), и первопроходцы из Лермонтовки выступают в роли методистов, помогая коллегам освоить новое дело. Недавно провели для них семинар-тренинг с выездом "на место" – в Невинномысскую библиотеку. Когда мне в руки попала программка этого семинара, тут же убедилась: библиотека все-таки остается библиотекой – перечень мероприятий завершала столь милая сердцу библиотекаря вещь, как, ну разумеется, цитата. "Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон" – это сказал Бальзак...
Мы умеем работать с информацией
По сравнению с предыдущими подразделениями Лермонтовки отдел деловой информации выглядит – по возрасту – просто младенцем: ему нет еще и года. И вот этот "младенец" призван ни больше ни меньше как оказывать информационную поддержку малого и среднего бизнеса. А пока "дитя" растет и набирается опыта, этот самый "средний и малый" с трудом воспринимают серьезность его намерений.
– К сожалению, представители деловых кругов пока видят в нас не партнеров, а каких-то просителей, – говорит завотделом Елена Губских. – И напрасно. Потому что они просто еще не знают наших возможностей, начиная от обширной периодики по всем направлениям бизнеса и до электронных баз данных. Думаю, мы все же сумеем преодолеть этот по-своему психологический барьер, тем более что у нас есть и примеры удачного сотрудничества.
С начала года сотрудниками отдела выполнены работы по договорам об информобслуживании, заключенным с рядом учреждений края. Например, в рамках такого договора со ставропольским ЦУМом они помогли в составлении Устава этого коллектива. А вообще среди клиентов преобладают представители сельского хозяйства и производства продовольственной продукции, что в условиях аграрного края, пожалуй, закономерно. Сейчас решили привлечь к совместной деятельности Союз молодежи Ставрополья – создать на базе отдела Школу-клуб молодого предпринимателя. Получается, и тут библиотекари выходят далеко за рамки своей привычной деятельности.
– У многих еще сохраняется устаревшее представление о библиотеке как о месте выдачи книг, не более, – Татьяна Москвитина лично убедилась в этом в ходе встреч с бизнесменами. – А ведь это факт, что в освоении современных информационных технологий библиотеки оказались сегодня в числе наиболее продвинутых. Мы умеем работать с информацией, потому что занимались этим и прежде, только на ином технологическом уровне. Конечно, надо и нам самим активнее заявлять о себе, чтобы завоевать признание.
Стоит лишь взглянуть на стоящие здесь шкафы с журналами в ярких обложках – "Потребитель", "Эксперт", "Конъюнктура товарных рынков", "Регистр производителей товаров и услуг", "Мебель России" и т. п., - и уже по одному этому изобилию поймешь: да, здесь знают толк в информации. А еще здесь просто любят свою работу. Очень удачное сочетание, не правда ли?
25 мая 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
