Мальтийский джинн – на стихийных рынках
Из 29 проб молока, взятых недавно на стихийных рынках Кисловодска, в шести обнаружен бруцеллез. И это в городе-курорте, куда на лечение прибывают тысячи человек в надежде поправить свое здоровье.
И хотя, согласитесь, ситуация из ряда вон выходящая, сотрудники отдела ветеринарии министерства сельского хозяйства СК ее прогнозировали раньше. Дело в том, что еще в прошлом году обстановка, связанная с содержанием коров в частных подворьях Кисловодска, была одной их самых сложных в крае. Даже видавшие виды ветинспекторы просто ахнули, когда подвели итоги проверок. У 28 коров было выявлено заболевание бруцеллезом.
От буренок же тогда заразились и два человека. Причем некоторые владельцы скота шли на разного рода ухищрения. После обследования животных на бруцеллез и проведения необходимой номерациии проверенное поголовье подменялось затем другим. Не исключено, что в результате подлога больные животные выдавались за здоровых. Причина таких "премудростей" ясна: кто же хочет потерять рогатую кормилицу. И тем не менее подобное укрывательство – настоящее преступление. Ведь под угрозу ставится самое дорогое – здоровье человека.
Минул год. Но в частных подворьях Кисловодска порядка не навели. Более того, бруцеллез процветает. Он обнаружен уже у 53-х коров. Заметим, это одна восьмая часть всего краевого показателя. Увеличилось и число заболевших людей, причем, у троих – бруцеллез в острой форме. Один стакан молока, купленного на стихийном рынке, и к вашему "букету" болячек может прибавиться еще одна и очень серьезная.
Беда в том же Кисловодске может поджидать и с другой стороны. Как выяснилось в ходе проверок, некоторые владельцы частных подворий вывозят все нечистоты из животноводческих базов и сваливают близ берегов речушек и водоемов. А вода, как известно, молниеносный разносчик разной заразы, в том числе и бруцеллеза. Ветеринары сегодня встревожены и тем, что больные животные пасутся в одном стаде со здоровыми, подвергая их риску заражения. Но это полбеды. Куда страшнее, что щиплют они травку на пастбищах, богатых уникальными месторождениями нарзанов. Где гарантия, что инфекция не попадет в эти живительные целебные источники?
Можно сказать, чрезвычайная ситуация по содержанию животных также в подворьях Шпаковского, Курского и Кочубеевского районов, которую коротко можно обрисовать так: черт ногу сломит. По заверению работников отдела ветеринарии министерства сельского хозяйства СК, на многих задних дворах подчас творится настоящий беспредел, сплошная антисанитария, утопающие в навозе коровы. Именно частный сектор сегодня представляет наибольшую опасность как источник распространения этого инфекционного заболевания. Зачастую скот не прививается, не проходит ветеринарного обследования.
Во многих западных странах обязательным является оформление паспорта на каждое животное – будь то частная собственность или коллективная. В этот документ вносится вся информация – от родословной буренки до диагноза перенесенных ею заболеваний и способах лечения. У нас такие паспорта тоже практикуются, но только в коллективных сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах. У частника же – свобода выбора.
По закону никто не вправе заставить его вести всю эту учетность - ни ветинспекторы, ни органы местного самоуправления, которые могли бы, по идее (как это поставлено в цивилизованных странах), тесно работать с частным сектором. По крайней мере, ветеринары видят решение проблемы именно в этом и возлагают большие надежды на принятие хотя бы на краевом уровне соответствующего документа. А пока вся эта "свобода" очень дорого обходится, прежде всего, самим владельцам животных, а еще ничего не подозревающим покупателям молока и мяса. В Англии, Германии, Дании, Швейцарии, Чехословакии, Румынии и Норвегии многие эти проблемы решены. Здесь добились практически полной ликвидации бруцеллеза.
В целом же это инфекционное заболевание представляет собой мировую проблему как для здравоохранения, так и для сельскохозяйственной экономики, которая от сброса поголовья по этой причине несет огромные убытки. При этом бруцеллез стоит на первом месте в мире среди профессиональных болезней. Впервые он был описан в 1863 году на острове Мальта и получил вначале название "мальтийской лихорадки". С тех пор он ежегодно напоминает о себе во многих странах мира. Кроме крупного рогатого скота, встречается у овец, коз, свиней. Нередко протекает скрыто, обнаружить его в ходе внешнего осмотра не удается даже опытному ветеринарному врачу. В таких случаях берется кровь для лабораторных исследований.
Люди могут заразиться при уходе за животными, а также при употреблении в пищу молока и мяса. Заболевшим детям и вовсе грозит инвалидность. Попадая во внешнюю среду, микробы длительное время могут оставаться живыми, следовательно, опасными для окружающих. В навозе, воде бруцеллы сохраняются до 30 дней, в шерсти – до двух месяцев, в брынзе – до 45 дней.
Впрочем, по мнению заместителя главного государственного ветеринарного инспектора Ставропольского края Александра Никулина, инфекцию гораздо проще предупредить, нежели иметь дело с ее последствиями.
– Прежде всего это чистота и еще раз чистота, строжайшее соблюдение всех санитарных норм. Животноводы должны работать только в спецодежде. Принимать пищу в животноводческих помещениях категорически запрещается. Молоко и молочные продукты необходимо обезвреживать путем кипячения или пастеризации при температуре 85 градусов в течение 30 минут. По возможности защититься от бруцеллеза можно и вакцинированием. Эффективная вакцина изготовлена ФГУП "Щелковский биокомбинат". Правда, первоначально она может вызвать у животных определенные осложнения, но затем их состояние стабилизируется. К сожалению, другой, менее безболезненной, противобруцеллезной вакцины отечественной ветеринарной наукой пока не разработано.
Стоит заметить, что в этом году ситуация в крае по заболеваемости бруцеллезом остается по-прежнему напряженной. В прошлом году было зарегистрировано более двух тысяч инфицированных животных, с начала нынешнего – свыше 500. Пострадали и люди: в 2001-м болело 73 человека, в этом – пока десять.
На сегодняшний день в крае отмечено 24, как говорят ветеринары, "неблагополучных пункта" по бруцеллезу. Они обнаружены в Левокумском, Курском, Нефтекумском, Шпаковском, Андроповском, Предгорном районах и городе Кисловодске. Одна из эффективных мер борьбы с распространением инфекции – уничтожение больных животных.
Однако сделать это не так-то просто. На Ставрополье определены три точки по приему крупного рогатого скота: Георгиевский, Минераловодский и Изобильненский мясокомбинаты. Но хозяева зараженного поголовья не всегда спешат сдать его на убой в эти предприятия, понятное дело, принимающие продукцию по более низкой цене, чем обычно. Кто же захочет терять свои кровные?
Вот и везут они зараженное мясо окольными путями, пытаясь сбыть его, где придется. Излюбленные места таких горе-продавцов - городские стихийные рынки, а особенно тихие дворы многоэтажек, где к тебе никто не подойдет, не потребует документы, тем более - ветеринарного разрешения.
Везут, надеясь, как всегда, на русское "авось" и невозмутимое спокойствие покупателей, которые, сами того не ведая, вместе с сумкой с продуктами приносят домой опасного мальтийского джинна...
24 мая 2002 года