Наследница фараонов
В эти дни в Невинномысском городском краеведческом музее работает выставка художника Зои Козловской. Выставка эта во многом уникальна. Дело в том, что на ней представлены не только обычные керамические изделия (подсвечники, тарелки и т.п.), глиняные амулеты, рисунки, выполненные в технике компьютерной графики, но и так называемая перегородчатая эмаль. Она представляет собой древнейший вид прикладного искусства и известна со времен фараонов. Кстати, найденные археологами в гробницах древних правителей эмали не утратили своей яркости.
Издревле использовали эмаль и на Руси: для украшения одежды, оружия, столовой и церковной утвари (особенно известна была так называемая финифть мастеров Ростова Великого). Так что нынешние изделия из эмали можно назвать "наследниками" технологии, опробованной еще в Древнем Египте и в средневековой Руси.
В Невинномысске из всех мастеров только Зоя Козловская освоила технику эмали. "Единороги", "Под знаком Льва", "Серафим", "Архангел Гавриил" – это названия некоторых ее работ, представленных на выставке. Вообще же эмали невинномысской художницы сегодня имеются в частных коллекциях России, Канады, США, Греции. Техника перегородчатой эмали очень сложна и трудоемка, она доступна не всем. Яркий, буквально слепящий глаза узор достигается напаиванием на медную пластину (можно использовать и серебро) тонких перегородок, между которыми и плавится многоцветная эмаль. Она поначалу представляет собой пудру, которая после обжига в специальных печах приобретает свойства стекла. Мастер обязан быть в согласии с огнем, он должен чувствовать температуру, как говорится, "на глаз" и по цвету светящейся раскаленной пластины угадать момент, когда ее уже можно вынуть из печи. Причем обжиг может проводиться от пяти до 30 раз.
-Терпение для работы с эмалью необходимо адское, – говорит Зоя Козловская. – Сначала растираешь краску, потом готовишь медную основу, причем металл надо натереть до блеска, иначе основа не ляжет. Затем выгибаешь перегородки. Времени тратится очень-очень много. На изготовление некоторых эмалей уходит целый год. Но для меня эта самая трудоемкая и кропотливая работа – в радость. Особенно когда видишь ее результат.
Этот результат могут увидеть воочию посетители Невинномысского музея. Кстати, по стопам Зои Козловской пошла и ее дочь Жанна. Ее работы, в том числе и в технике эмали, тоже представлены на выставке. А значит, традиции, идущие еще со времен фараонов, не прервутся.
22 мая 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
