Водобоязнь
Так можно определить отношение на Ставрополье к проблеме обеспечения безопасности источников питьевой воды региона Кавказских Минеральных вод и края в целом
К этой теме "Ставропольская правда" уже обращалась на прошлой неделе в материале "Тихий омут грядущих бед". Тогда же мы пообещали нашим читателям вернуться к проблеме и рассказать о ней более подробно. Резоны такие есть. Потому что, по большому счету, речь идет не только о беспроблемном снабжении водой нашего региона, но и о проблемах национальной безопасности России вообще.
Обстановка по требованию
Не секрет, что в последние годы борьба с терроризмом стала одной из главных задач нашего общества. Да и не только нашего. Россия, оказавшись наедине с этой бедой, впереди планеты всей приняла "Концепцию национальной безопасности Российской Федерации" еще в 1997 году. В ней совершенно определенно сказано, что важнейшей составляющей национальных интересов страны является защита личности, общества и государства от терроризма. События последних лет подтвердили правильность такого подхода, но – одновременно – на мой взгляд, сузили рамки этой защиты до проведения контртеррористической операции в Чечне и организации "обеспечения безопасности" в стране в дни массовых торжеств.
Между тем в России в целом десятки тысяч объектов, входящих в сферу национальных интересов, продолжают оставаться весьма уязвимыми в смысле обеспечения безопасности. Ставрополье в этом плане отнюдь не исключение. По данным, которыми располагает редакция "Ставропольской правды", на территории края не охраняются должным образом более 400 особо важных объектов. Сегодня речь пойдет не только о двух из них, снабжающих водой курортные Кавминводы – Эшкаконском гидроузле и Кубанском цехе водоснабжения Государственного унитарного предприятия "Ставрополькрайводоканал", - но и о положении в целом.
Движение под уклон
Надо признать, что руководители "Ставрополькрайводоканала" отчетливо понимают, что их объекты, которые на языке официальных документов называются объектами особой важности, охранять нужно. Именно поэтому в пяти филиалах и одном дочернем предприятии ГУП были организованы подразделения охраны, которые круглосуточно бдили за безопасностью водозаборов, водопроводов и очистных сооружений. Служба поставлена на солидном уровне – обеспечена средствами связи, налажено взаимодействие с милицией. Причем только один объект - Сенгилеевское водохранилище и его гидротехнические сооружения - охраняется милиционерами – отдельной ротой УВО при ГУВД СК.
Здесь впору вспомнить, что и оно – единственный источник питьевой воды для краевого центра – судьбу имело сложную и не всегда благополучную. И при советской власти, и в нынешние времена у именно на него не хватало денег (а порой, как мне кажется, и желания). Окончательный статус-кво был восстановлен только в октябре 1999 года постановлением губернатора края, и сейчас деньги на милицейскую охрану выделяются из краевого бюджета. Но даже такое положение, убеждена, сегодня уже не отвечает реалиям дня. Впрочем, это тема отдельного разговора, к которому мы еще вернемся.
Пока же можно констатировать, что 22 филиала ГУП "Ставрополькрайводоканал" вообще не имеют охранных подразделений. На Ипатовском, Апанасенковском, Светлоградском и других групповых водопроводах, которые – каждый в отдельности – обеспечивают питьевой водой два-четыре района, отсутствует охрана на водозаборах и очистных сооружениях. Из 110 хлораторных, использующих жидкий хлор (одно из самых опасных отравляющих веществ), охраняется военизированной охраной всего... десять. Остальные – сменным дежурным персоналом. Основные запасы хлора "Ставрополькрайводоканала" хранятся на складе в одном из сел (его название мы не сообщаем по вполне понятным причинам) края, который тоже не имеет вооруженной охраны.
Законное противоречие
В чем же дело? Кто отвечает за это, прямо скажем, государственное безобразие? А никто не отвечает. Потому что оно творится в полном соответствии с законодательными актами государства нашего Российского. Их несколько.
Во-первых, существует постановление правительства РФ №587 (от 14 августа 1992 года), которым утвержден перечень объектов, подлежащих государственной (выделено мною – В.Л.) охране. В него включены крупные гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции. Но...
Во-вторых, имеет место быть постановление опять же правительства РФ №2487-1 (от 12 июля 2000 года), в соответствии с которым Госстрой России, в структуру которого входит "Ставропольводоканал", лишен права создавать ведомственную охрану.
Здесь тоже не могу не удержаться от отступления. Такую, ведомственную, охрану могут иметь, например, Минатом, Министерство ГО и ЧС, МПС, Минфин, что, вроде, понятно. Но зачем вневедомственная охрана еще и Министерству обороны, в голове укладывается плохо... Ну, да Бог с ними, с теми, кто имеет. Вернемся к тем, кто не имеет.
То есть опять зададимся извечными российскими вопросами: кто виноват и что делать? На первый из них отвечать бессмысленно, потому что я как-то даже не припомню, чтобы правительство хоть раз признало свою вину в принятии некомпетентных решений. А вот на вопрос, что делать, специалисты "Ставрополькрайводоканала" ответ знают. Но реализовать свои предложения, увы, не могут.
Водоканальские тезисы
Специалисты "Ставрополькрайводоканала" считают, что противоречия между двумя правительственными постановлениями может быть разрешено в рамках Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Напомним, был он принят еще в 1992-м, много был правлен в последующие годы. Но, тем не менее, со всеми поправками закон разрешает создавать службу собственной безопасности на предприятиях.
За чем же дело стало? Нашли выход и – вперед. Дело стало, понятно, за деньгами, которых у водоканала нет. Ну, не коммерческая это организация: на воде много не заработаешь. Обратились, как принято, с просьбой о финансировании службы собственной безопасности ГУП в вышестоящую организацию – министерство ЖКХ, строительства и архитектуры Ставропольского края. Расчеты представили. Получается, что расходы на создание и содержание службы, способной охранять все объекты "Ставрополькрайводоканала", составляют 44,4 миллиона рублей. Это в два-три раза меньше затрат при охране этих же объектов подразделениями вневедомственной охраны министерства внутренних дел.
Раскол по государственному делу
Вопрос не решен до сих пор. Вряд ли стоит здесь и сейчас вдаваться в мотивы. Они очевидны – отсутствие денег, в первую очередь.
И даже не ведомственные интересы милицейских служб тому виной.
Как ни крути, опять подвела законодательная база. В конце 1996 года увидел свет Закон РФ "Об оружии". И сразу же – в соответствии с ним – МВД КЧР выдвинуло требование о сдаче имеющегося у стрелков ВОХР ДГУП "Кавминводоканал" оружия. Речь идет о тех самых объектах - Эшкаконском гидроузле и Кубанском цехе водоснабжения, питающих Кавминводы и находящихся на территории Карачаево-Черкесии. Четыре года ситуация находилась в состоянии неустойчивого равновесия. Но в 2000 году Министерство внутренних дел КЧР стало настоятельно предлагать (думаю, такое определение вполне уместно) обеспечить охрану этих объектов силами специализированных подразделений вневедомственной охраны МВД КЧР. Нормальное, в принципе, предложение. Если не считать, что оно обойдется дороже, и деньги на его реализацию все одно придется искать в бюджете края. А, значит, по большому счету, его можно расценивать, как противоречащее интересам Ставрополья. (Скажем мягко, кран, подающий питьевую воду на Кавминводы, будет находиться в руках другого субъекта федерации). И неприемлемое по всем вышеизложенным соображениям.
Вулкан на воде
Впрочем, на сегодняшний день вопрос не решен ни так, ни эдак. Эшкаконский гидроузел давно без охраны. Кубанский цех водоснабжения, который карачаево-черкесские милиционеры намерены были разоружить 30 апреля, пока охраняют люди с оружием. Это последняя поблажка, которую сделало МВД КЧР по просьбе краевого совета по экономической и общественной безопасности.
А в бюджете Ставропольского края на нынешний год статьи расходов на содержание службы безопасности ГУП "Ставрополькрайводоканал" не предусмотрено. Как не предусмотрено и финансирование и любой иной формы охраны объектов, питающих курортные Кавминводы.
Так что вулканное существование на неохраняемой питьевой воде продолжается...
8 мая 2002 года