Роман со зрителем
Кризис – неизбежный элемент развития, и потому всякое российское возрождение больше всего похоже на крушение. Вот и теперь это особенность нашей культурной атмосферы. А если так, стоит задуматься, отчего, скажем, большинство смотрит оглушительную "Большую стирку", а меньшинство – открывает книгу или всматривается в картину художника?..
С этими мыслями я вошла в лифт, который должен был поднять меня в мастерскую ставропольского художника Евгения Кузнецова. Но лифт застрял, и эту маленькую каверзу я не могла не оценить. Сколько технологов искусства, решая "проблему зрителя", устраивают продуманные розыгрыши с единственной целью – выбить человека из суеты, подготовить к полноценному восприятию искусства!..
Одним словом, из заточения в лифте в мастерскую художника вошел человек, которому больше всего на свете хотелось увидеть живопись . И художник без долгих вступлений это мое желание выполнил: выставил свои холсты. Смысл жеста – будто распахнул окна в другой мир: яркий, таинственный, прозрачный, нежный. Да, я хотела найти здесь мысль, цвет, стиль, и я их нашла. Но кроме этого, что-то еще, чему мне предстояло отыскать название. Кстати, молодой, спокойно-вдумчивый Кузнецов сразу сказал: "Произведение рождается во время встречи со зрителем". Что-то подобное говорил и Пикассо, уверявший, будто художник и сам часто не знает, что он такое сотворил. А если встреча не состоится? Однако ситуация Евгения Кузнецова такова, что у его картин есть зрители, которые становятся покупателями. Две его работы приобретены музеями в Минске и французском городе Безье. Иначе говоря, Кузнецов-художник успешный, но, как ни странно, успех у зрителя – величина не менее загадочная, чем неуспех.
Вот уже шесть лет член Союза художников России Евгений Кузнецов входит в состав российского творческого объединения "Солнечный квадрат". Уже в самом названии – метафора и манифест, нетрудно вообразить какой. Да, в России известны цвета трагедии, да, мы привыкли: чем серьезнее мысль, тем палитра и человек мрачнее. Но что такое светлая мысль? Это холст (или жизнь), залитый солнцем.
Акции "Солнечного квадрата" – многочисленные отечественные и зарубежные выставки. И везде, где бы ни побывал со своими работами Евгений Кузнецов – в Австралии, Германии, Франции, Египте, Индии, на Цейлоне, – его удивляла одна и та же культурная ситуация. Зритель там заинтересован в личном общении с художником, сам ищет встречи с ним. В Индии уже мало кого удивляет, если за 200 километров люди приезжают на выставку нового художника. "А в Люксембурге, в замке Эншеранш, – вспоминает Евгений, говорящий, кстати, по-французски и английски, – зрители и коллекционеры появлялись у нас на сеансах живописи. Это входило в замысел менеджеров. Но вообще, исходя из опыта, художники знают – публика, как правило, ценит не то, что ценят сами живописцы. Для зрителя жизнь предметна,и отношение к реальности у него практическое. Художник видит жизнь изнутри, а внутренний мир не наделен формой и почти неуловим. Но живая встреча что-то меняет. Человек следит за движением кисти: каждый новый слой красок прозрачнее предыдущего, каждый новый мазок материализует частицу времени... В какой-то момент он взволнованно вскрикивает: "Достаточно, остановитесь!"... Так культурному европейцу уже неинтересно быть только пассивным зрителем. Он ищет, как придать своей жизни художественный характер. В России, особенно в провинции, ситуация другая, потому что другая жизнь...".
Лет 13 назад, перед самой либерализацией цен, мне случилось наблюдать удивительную историю превращения обычных людей в суперуспешных художников. Это было в Выборге, куда буквально толпами приезжали финны и за смешные для них деньги покупали местную живопись. Но "смешные" марки по курсу черного валютного рынка для наших людей оказались деньгами просто большими. И вот в какой-то момент едва ли не полгорода рванули в художники – некий бомж, девочка-продавщица и прочие, никогда не державшие кисти в руках. Писали ностальгические пейзажи, "цветные сны" и зарабатывали на квартиру, мебель, зарубежные поездки. А потом повысили пошлины, финнам стало невыгодно покупать, а "художникам" творить, многие переключились на другой бизнес...
Это история о том, что, если людям хорошо приплачивать, они, возможно, будут охотно петь, танцевать, рисовать, но истинный художник лишь тот, в ком эта потребность неистребимо живет изнутри, и потому это человек, дающий нам сигналы с "другого берега". Но чтобы их воспринять, необходимо стать соавтором художника, вот только как? Кстати, один из выборгских живописцев, ошеломленный той историей, буквально заболел поиском "образа созерцателя" – в живописи и в жизни. Он говорил: "Пока зрителя никто не организует, он остается прохожим – может зайти на выставку, может – на рынок. И только зритель, ставший созерцателем, действительно – соавтор художника". Помня об этой интересной мысли, я вновь обратилась к работам Евгения Кузнецова.
Объект его исследований – люди с их слабостями. Все как будто узнаваемо, но чуть-чуть не так, и потому появляется ощущение притчи. Художественная стилистика близка к символизму. Чистые и тонкие контуры прекрасны сами по себе – и этот "невыразимо красивый цвет", краски – словно осколки магических зеркал. Кажется, потому я и оказалась под гипнотическим воздействием его художественного подтекста.
Вот холст. Странные мужчины и женщины несут камни – метафора нашего опыта. Сколько людей ожесточается под этой ношей. Но, кажется, Евгению Кузнецову про эти камни известно что-то другое...
Или еще сюжет: человек, вилы, сено. Только сена так много – весь мир, весь холст. Человек осенен сеном! Его наивная громада останавливает движение суеты. Очевидно, что Евгению Кузнецову известен психологический закон: откровения, открытия, постижения происходят во время паузы. "Ожидатели рассвета" – еще одна такая работа, о которых критики говорят: "Картина признается". Признавался, кстати, и Моцарт, что самое важное в музыке – пауза... долго вглядывалась в удивительный живописный мир и вдруг догадалась: нечто подобное происходит и с персонажами Евгения Кузнецова. Будто они прислушиваются к себе и к беззвучному гулу времени.
Будто глаза их обращены во-внутрь. Будто и к ним приложима эта чудная мысль: движется душа вовнутрь – и она жива, движется вовне - и мертва. Словно эти беззлобные мужчины и женщины знают, что на самом деле они созерцатели – существа, заключающие в себе бесценные остановленные мгновения... Художник уловил эхо Вселенной, подал нам знак, и кто-то духовно-чуткий может привести его в действие.
Но немного посчитаем и подумаем. В Ставрополе 60 членов Союза художников России. Ежегодно около ста выпускников получают разные художественные профессии. И при этом ни одной частной картинной галереи. В Краснодаре, для сравнения, 10 независимых галерей. Это говорит о том, что отсутствует необходимое технологическое звено - менеджер-посредник между художником и зрителем. Иными словами, нет профессионалов, формирующих художественную среду. Одно из последствий этого – власть телевидения над большинством. Те, кто живет с ощущением крушения, затянувшегося "пира во время чумы", будто загипнотизированные, включают "Стирку". Но уже пробуждается сознание, что ничего в нашей жизни не решится без внутренней тишины. Что необходимо накопить силы, и тот, кого действительно захотят слушать, должен сначала замолчать... Кажется, можно бы и поставить точку. Но вот, листая каталог работ Евгения Кузнецова, я обнаружила созвучный текст, принадлежащий ему самому: "Так много случайностей. Осколки зеркала, некогда отражавшего прекрасный и гармоничный мир. Все раздробилось и перемешалось. Но все части еще живы, можно попытаться складывать их вновь, если только знать тот прежний магический порядок...".
19 апреля 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
