Запечатленный ангел
Татьяна Плетнева рисует, сколько себя помнит. Еще бы. Ведь ее отец Евгений Плетнев – член Союза художников России, еще когда его дочка была совсем крохой, уже преподавал в детской художественной школе. Маленькая Танюша садилась в углу класса и тихонько, никому не мешая, творила. Неудивительно, что потом было краевое художественное училище, Московское высшее художественно-промышленное училище. Здесь Татьяна училась на факультете интерьера и оборудования. Уклон факультета был сугубо утилитарный. В том смысле, что его выпускники в дальнейшем должны были, к примеру, разрабатывать дизайн, рисунок, цвет всевозможной упаковки: коробок для чая, обуви, посуды и т. д. Но, как оказалось, судьба приготовила Татьяне совсем другую, в наше время исключительно редкую профессию (если здесь применимо слово профессия) – она стала иконописцем.
А началось все в столице, где тогдашняя студентка познакомилась с реставраторами, выезжавшими работать в монастыри Центральной России. Первая ее поездка была в Пафнутье-Боровский монастырь, что под Москвой. Величественная церковная архитектура, старинные фрески, сохранившиеся несмотря на все войны и катаклизмы минувших веков, – все это буквально перевернуло жизнь Татьяны. В 20 лет она крестилась.
После окончания института решила уехать в Тверскую школу церковных ремесел. Думала, пробудет там год, а оказалось...
– В Твери я прожила три года, да и позже не раз бывала наездами, - вспоминает моя собеседница. – Там ощущалась совершенно особая атмосфера – и жилось, и дышалось как-то легко. Никогда не забуду общение с работавшими в школе людьми: иконописцами, резчиками, столярами. Мы постоянно ездили в монастыри, храмы, где делали иконостасы. Позже Екатерининский женский монастырь, где находилась школа церковных ремесел, стал расширяться, и та практически прекратила свое существование.
Конечно, на овладение секретами редчайшей специальности ушло немало времени. Татьяна Плетнева и сейчас считает, что научиться ей предстоит еще очень многому. Кстати, я беседовал со своей новой знакомой в мастерской ее отца, где нередко работает и сама Татьяна. Более живописной творческой мастерской мне еще видеть не приходилось. Чего только нет в этой просторной светлой комнате! Всевозможные картины, рамы, фотографии, толстые альбомы и книги по искусству, сотни тюбиков с краской, кисти, глиняные горшки, сухие тыквы, всевозможные коробочки и баночки и т.д., и т.п.
А вот лежит доска – основа для будущей иконы. Как рассказала Татьяна Плетнева, в иконописи масса своих секретов, традиций, освященных веками, и отклонение от них просто недопустимо. Например, та же доска для иконы состоит из нескольких склеенных частей. А основа на доске, на которую кладутся краски, – это наносимый слоями мел с клеем. Краски, кстати, могут употребляться самые разные. Основой же для них служит яичная темпера: желток, смешанный с квасом или сухим вином, или пивом. Ну а в качестве пигмента – природные минеральные красители (например, охра) или даже полудрагоценные камни (лазурит), растертые в порошок. Между прочим, чтобы тот же лазурит растереть в пыль, труда надо приложить немало.
Дело, конечно, не только в красках и технике. Нужно иметь особый настрой, чтобы писать иконы. Само собой, человеку, не верующему искренне в Бога, иконописцем никогда не стать. Приступать к работе иконописец должен только с благословения своего духовника. Есть и специальная молитва, которую читают перед написанием иконы. Да и во время работы те, кто рисует лики святых, тоже укрепляют себя молитвами. Вы спросите – зачем? Ведь дело и так творится богоугодное. В том-то и дело, что, чем ближе к Богу, тем сильнее мешают злые силы. Об этом еще Н. Лесков писал в своей замечательной повести "Запечатленный ангел". Не подумайте, что это какие-то сказки. Сами иконописцы много необычных историй могут рассказать, только не очень любят это делать. И Татьяну Плетневу горькие потери не обошли. В течение года не стало двух ее друзей, работавших в Тверской школе церковных ремесел. Один пропал (просто вышел из дому и не вернулся), а другой скоропостижно скончался.
Иконы, написанные Татьяной Плетневой, теперь находятся в храмах самых разных уголков России. Московская, Тверская, Калининградская, Новгородская, Псковская области, Магадан, Владивосток... Даже в православный храм одного из германских городов уехала одна из икон. Неудивительно, что большую часть времени Татьяна проводит в разъездах. Заказывают иконы и частные лица. ( Я грешным делом подумал сначала, что это "новые русские" тешат самолюбие и свои особняки украшают, но, как пояснила мне моя новая знакомая, заказчики иконы передают в дар церквям. – А. М.). Делала Татьяна хоругвь и для невинномысского храма Покрова Пресвятой Богородицы. Будет она также расписывать стены крестильни Покровского собора. Интересно, что в прошлые века иконы писали только мужчины, женщин к этому делу не допускали. Сегодня церковь не запрещает женщинам быть иконописцами.
В России есть много школ иконописи. Татьяна Плетнева работает в тверском стиле. Его отличают контрастные перепады светлого и темного. А, к примеру, московский стиль – мягче, здесь контраст менее заметен. Впрочем, и невинномысская художница писала иконы в разных стилях, в том же тверском, византийском...Сейчас она осваивает фреску. Технология здесь очень трудоемкая, архисложная. Писать ведь приходится сразу набело. Одно неверное движение, неправильная подготовка основы – и все пропало.
Татьяна Плетнева никогда не считала, сколько икон она написала. Не в количестве, говорит, дело. Больше всего ей запомнилась работа над иконостасом часовни, расположенной в Калининградской области. В начале 70-х на месте этой часовни был детский сад. Тогда и произошла страшная трагедия: на садик (там как раз был "тихий час") упал самолет. Погибли и дети, и воспитатели, чудом выжил лишь один мальчик. Уже в конце 80-х там, где стоял детсад, появилась часовня Всех Скорбящих Радость. В ней, кроме прочего, фотографии и имена всех погибших. Кстати, тот самый единственный выживший мальчик, когда вырос, выбрал стезю священника...
12 апреля 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
