Такой актер нам нужен
Он вырос в городе Куйбышеве (ныне вернувшем себе историческое имя Самара) в рабочей семье. Надо сказать, что город слыл театральным с давних времен. Оперный и драматический театры, театр юного зрителя и кукольный, филармония, а летом цирк-шапито успешно работали, привлекая массу зрителей. Тогда в каждой школе, как правило, существовали драматические и хоровые кружки. Драмкружок районного Дома пионеров, руководил которым ведущий актер театра имени Максима Горького Иван Яковлевич Цыганов, славился особенно. Девятиклассник Володя Кутузов туда и пришел, чтобы проверить свои артистические способности. "Пробой пера" стала роль Сережи Тюленина из "Молодой гвардии" Александра Фадеева. И хотя это была самодеятельная, но все же театральная нива.
Рано утром какого-то счастливого дня Володя узрел на афишной тумбе объявление о наборе в театральную студию при театре Горького. Естественно, он был одним из первых, принесших заявление. Конкурс громаднейший: двадцать три человека на место! Набирали всего пятнадцать. После третьего тура экзаменов он увидел в приказе свою фамилию среди зачисленных счастливцев. Руководителем курса был Петр Львович Монастырский – будущий классик, лауреат многих премий, народный артист СССР и бессменный руководитель – сорок лет - академического театра имени Максима Горького.
Чем хороша студия при театре? Тем, что будущий артист с первых своих робких шагов дышит воздухом кулис, окунается в необъяснимую и прекрасную ауру сцены. И, конечно же, тебя сразу же бросают, как щенка в воду, в "половодье" спектаклей. Не ахти какие роли, правда, массовки, но рядом-то кто?! Вот в "Короле Лире" ты стоишь, не чуя ног, с алебардой в руке рядом с Нинель Засухиной, играющей одну из дочерей короля, видишь, как она плачет, произнося монолог, и у тебя текут неподдельные слезы. "Этот парень искренен на сцене и очень органичен", – не раз отмечали мастера театра.
Годы учебы пролетели так незаметно и быстро, что до сих пор Владимир Семенович сам удивляется: да было ли это на самом деле. Было, свидетельствует запись в дипломе: "Актер драматического театра".
Молоденький артист приехал в Нижний Тагил, а оттуда двинул в Красноярск, где проработал восемь сезонов. Самая дорогая роль в театре Красноярска – главный герой Лауренсио в "Дурочке" Лопе де Вега. Сыграл он этого Лауренсио триста пятьдесят раз! На гастролях в Луганске в этой роли его и увидели тогдашний директор Ставропольского театра М. Новиков и главный режиссер С. Рейнгольд. У них сомнений не было: такой актер необходим краевому театру. И В. Кутузов получает официальное приглашение. Так в 1969 году на ставропольских подмостках появился новый актер.
Если сказать, что в славную когорту талантов попал Кутузов в то время – это значит ничего не сказать. Народный артист СССР М. Кузнецов, народные артисты РСФСР Б. Данильченко и В. Фоменко, заслуженные артисты РСФСР А. Бокова, Б. Дымченко, М. Яковенко, в расцвете сил были Л. Барташева, Т. Беспрозванная, З. Котельникова, А. Томас и многие-многие другие. Великолепная плеяда! Володя жадно впитывал все, что давало ему общение с такими мастерами. Особенно радовался, если выпадало счастье работать в "очередь" с ними. Зритель, я думаю, только выигрывал от такого соревнования. В 1971 году талантливый режиссер М. Морейдо поставил пьесу И. Дворецкого "Человек со стороны". В то время она была очень популярна и остра. Главного героя – Чешкова – играет Владимир Кутузов. Хорошо помню тот спектакль: Чешков-Кутузов был ранимым и отзывчивым на беды окружающих человеком, но в то же время это был сгусток воли, энергии, ответственности, жесткости.
После Чешкова роли на Кутузова посыпались как из рога изобилия, хорошие и разные. Можно вспомнить Маглаперидзе в "Законе вечности" Н. Думбадзе, Меженина в "Береге" Ю. Бондарева, Бальтазара в "Комедии ошибок" В. Шекспира, Шаргаева в "Пороге" А. Дударева, Бориса в "Ленинградском проспекте" И. Штока, Семенова в "Мы, нижеподписавшиеся" А. Гельмана, Теляева в "Последней жертве преступной любви" А. К. Толстого, аббата Бурнизьена в "Мадам Бовари" Г. Флобера. А еще он сыграл десятки сказочных персонажей: от королей до людоедов, от купцов до простых крестьян.
Вспоминаю сцену из спектакля "Ревность", где Владимир Семенович играл доктора Коваленко, безнадежно влюбленного во взбалмошную самодурку-героиню. Его объяснение в любви дорогого стоит. Перед нами растерянный, жалкий в своей нерешительности человек, который, получив отказ, и вовсе "слинял", понимая, что теперь уж ему вообще ничего "не светит". Долго сидит Коваленко, осмысливая происшедшее, и надо видеть в этот момент лицо актера: такая на нем гамма чувств! Или другой пример. Реалистичный артист Кутузов настолько вписывается в авангардистский по своей сути спектакль "Ю", что просто диву даешься "легкости" его сцен с окружающими партнерами, какой-то воздушности. Его Степана Ивановича другим просто не представляешь, настолько силен Кутузов в обрисовке образа. Совсем другой Кутузов в "Королевских играх". Его Томас Болейн, королевский казначей, готов родных дочерей продать (и продает, кстати!), лишь бы угодить королю. Его Голутвин в "На всякого мудреца довольно простоты" подл и жалок, продажен и бессовестен настолько, что вызывает у зрителя отвращение. Последняя роль – управляющего в комедии "Люкс" сделана на высочайшем профессиональном уровне. Сейчас Владимир Семенович осваивает облик экзекутора Яичницы в комедии Н. Гоголя "Женитьба". Не сомневаюсь ни на йоту – роль будет отточена до мелочей, потому что сам видел, как сидел Владимир Семенович в гримерной с карандашом в руках над текстом роли. Придя за час до репетиции, он готовился к ней тщательно и глубоко. Вот с кого надо брать пример молодым артистам!
Мастера Кутузова отличают органичность, сценическая раскованность, яркая пластическая выразительность, темперамент, умение максимально заострить характер, выявить в образе неожиданную психологическую краску. За этим стоит многодневный и напряженный труд, невидимый для постороннего глаза. Артист говорит: "Я не могу с налета сделать роль. Всегда иду медленно, ощупью, осторожно, осмысливая все предлагаемые обстоятельства, отношения между персонажами и моим героем. Пока вдруг не озарит, как молния: "Есть!". Потому, наверное, если случаются срочные вводы, Владимир Семенович не любит таких моментов, хотя, как всякий профессионал, готов к ним ежесекундно.
В свое время он заочно закончил государственный институт театрального искусства имени А. Луначарского. Не последнее место в его жизни занимала педагогика. Грим, фехтование он преподавал еще в Красноярске, в училище искусств. Помнят его и студенты Ставропольского культ-просветучилища, и маленькие воспитанники школ № 4 и 14, которых он учил культуре речи и общения. С драмкружком общества слепых артист работал пятнадцать лет, до сих пор вспоминает то время с большой теплотой. И теперь в школе № 5 не нахвалятся его работой с детьми.
В свободное время Владимир Семенович любит посмотреть кино, заняться фотоделом или чеканкой. Разводит рыбок в аквариуме. Летом пропадает на даче, где радуют глаз цветы.
Владимиру Семеновичу Кутузову – шестьдесят пять. Сорок пять из них – жизнь в театре. Все было в этой жизни, но ни на секунду не сомневаюсь, что начни он сначала и... Одним словом, здоровья тебе, Владимир Семенович, долголетия и много-много новых ролей. Уверен, мы еще порадуемся твоим творческим успехам.
30 января 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
