Мальчик и девочка на фоне времени
Постановлением губернатора СК ряду учащихся общеобразовательных учреждений культуры и искусства присуждены именные губернаторские стипендии. Сегодня мы рассказываем о двух лауреатах.
Голос дороги
Маленькому мальчику было всего три года, но он, как взрослый, посещал в Доме пионеров изостудию и танцевальный кружок. Водила его мама каждый день, будто на работу, и вот однажды Богдан услышал доносившиеся из-за двери какие-то неведомые звуки, будто где-то ветерок звенел. Потянул маму за рукав: "Хочу туда!". За дверью играли на домре, довольно редком музыкальном инструменте. И у трехлетнего ребенка появилась первая в жизни мечта – научиться играть на домре...
С тех пор прошло почти 10 лет. Сегодня Богдан Биденко - обладатель гран-при на краевом конкурсе исполнителей на русских народных инструментах среди музыкальных школ. Он губернаторский стипендиат, учится в пятом классе второй музыкальной школы и в седьмом 29-й общеобразовательной. Впервые в жизни он вышел почти одновременно на городской, зональный, краевой уровни конкурса и победил в каждом. "Какая же теперь у тебя мечта?" – спросила я Богдана. Он внимательно посмотрел на меня: "Хочу стать настоящим музыкантом, чтобы... доказать папе, как я его люблю и что я тоже настоящий". Мама, Виктория Биденко, пояснила: "Богдан помнит о папе, а папа с нами не живет и даже не платит алиментов". Вот такие обстоятельства судьбы, впрочем, есть и другие. Виктория Витальевна по профессии техник-связист, но найти работу по специальности не может и трудится техничкой в ФСБ. Денег на двоих детей не хватает, и потому они с Богданом убирают еще и подъезды. Со здоровьем у мальчика тоже проблемы. Но самая большая теперь беда - невозможность приобрести новую домру. Своей у Богдана вообще нет, а школьная почти не пригодна для дальнейшей работы, выработала свой ресурс.
Да, ситуация с талантливыми детьми сложная, имеющая характер особых взаимотребований: юного дарования и общества. Великолепная беглость пальцев, скажем, дана Богдану от природы, но научить и поставить его на ноги могут только взрослые. Елена Земскова - яркий, требовательный педагог. Успех ее ученика Богдана – и ее успех. Это Елена Христовна обучила его редким техническим приемам, учит слышать музыку, смотреть на ТВ культурные программы, понимать мир... В свою очередь общество, в лице авторитетных комиссий, требует: "Талант? Докажи!". Губернаторская стипендия дается на год. А как доказать, если у юного музыканта нет инструмента?..
О Богдане говорят, что как личность он сценически устойчив, у него большая воля к победе. "А вот в жизни, – спросила я, – что необходимо, чтобы тоже быть устойчивым?". Богдан думал, смущенно улыбался и ответил: "У нас самый дружный в школе класс. Девочки не курят, я тоже не курю (смеется). Иногда приношу домру и играю в классе. Становится так тихо... Я хочу, чтобы у каждого была своя дорога. Чтобы идти и понимать, что она тебе говорит...".
Загадка Тани
Меня необыкновенно занимала эта тринадцатилетняя девочка Таня Колпикова. Мы познакомились в Ставропольском училище искусств, куда она пришла на урок к педагогу Ирине Алексеевой. У Тани очень серьезные глаза, мягкие черты, детское лицо. По всему видно: человек она сдержанный, скромный и еще очень юный. Однако достаточно было Тане сесть к роялю и начать играть, чтобы все изменилось. Я почувствовала мощную недетскую власть этой девочки над собой. Этюд Листа она исполняла уверенно, великолепно, и в какой-то момент у меня мелькнула мысль: вот наша взрослая жизнь - дом, работа, отношения, город... И вот девочка с огромным музыкальным даром – "возьмите, это все для вас!". И что же? Филармонические концерты Тани, как и других талантливых учащихся и даже известных артистов, проходят далеко не всегда в заполненном зале. Да что вообще говорить, если ее класс в общеобразовательной школе ни разу не слышал несравненную Таню Колпикову, победительницу трех всероссийских конкурсов юных пианистов и бесчисленного множества краевых и региональных фестивалей! Вот если бы Таня была глупенькой поп-звездой...
А между тем, сосредоточив свои мысли на музыке, Таня неизбежно соприкасается с миром взрослых проблем. В свои 13 лет она учится в девятом классе общеобразовательной школы № 16. У нее индивидуальный план обучения – ведь ей приходится по 6-7 часов в день заниматься музыкой. Два года, давая Тане уроки отдельно от класса, школа не брала с нее денег. Однако в этом году что-то изменилось, и с ее мамы, единственной кормилицы двоих детей, теперь требуют деньги за индивидуальное обучение дочери. В министерстве образования края ситуацию прокомментировали так: Таня не инвалид детства, не больной ребенок, и получать такие услуги бесплатно у нее нет права по закону...
Вообще же Таня родом из села Журавского Новоселицкого района. Ее мама, Людмила Колпикова, работает в музыкальной школе педагогом по классу фортепьяно. Обнаружив у дочери незаурядные способности, поначалу занималась с ней сама, а затем привезла Таню в Ставрополь, где она живет теперь у бабушки с дедушкой и учится во 2-й музыкальной школе. Удивительно в этой истории то, что в свое время мама Тани была ученицей Ирины Павловны Алексеевой, педагога с консерваторским образованием и большим преподавательским стажем. Здесь, в Ставрополе, Ирина Павловна, работающая помимо училища еще во 2-й музыкальной школе, по сути заменила Тане маму. Ее рояль, пластинки, книги... Таня читает Шекспира, Драйзера, Булгакова... Хлопоты со сборами на конкурсы: платье для Тани, туфли для Тани... И эти волнения – удастся ли достать денег на поездку? В последний раз помог Н. Еськов из "Росфонда социального прогресса"... Не говоря уже о том, что подготовка к каждому конкурсу означает часами просиживать с Таней у рояля, шлифуя каждую ноту. Вот что такое действительное желание взрослых поставить на ноги талантливого ребенка. Так что губернаторская стипендия для Тани – подарок судьбы. Впрочем, бывает и по-другому. На сафоновском конкурсе в Пятигорске кто-то из устроителей пообещал выдать лауреатам по 1000 рублей. Можно было мечтать о новой поездке! Денег, однако, не дали... Да еще в гостинице украли фотоаппарат, где на отснятой пленке остались не проявленными разные известные профессора в окружении юных российских дарований.
* * *
Вторая музыкальная школа существует в Ставрополе 35 лет. Из 49 ее преподавателей 30 имеют высшее специальное образование. Это серьезный уровень, и потому в этой школе много талантливых детей. Интересно, что общественные перемены последнего десятилетия совершенно изменили социологическую картину школы. Скажем, в прежние времена музыкальное образование считалось очень престижным, и потому его стремились продолжить. Теперь престижны совсем другие профессии, а музыка рассматривается как увлечение или возможность улучшить имидж. Раньше основной костяк школы составляли "элитные" дети, теперь это дети из многодетных и неполных семей. Для них музыка с ее высоким духовным потенциалом – реальный шанс войти на равных с прочими в жизнь взрослого общества. "Эти обстоятельства, - размышляет директор МШ № 2 Светлана Бородина, – буквально взывают к нашей совести. Мы оказались в ситуации, когда ни школа с ее нищенской материальной базой, ни родители-бюджетники не в состоянии помочь своим удивительно талантливым детям. Персональных стипендий на всех не хватит. А меценаты – приятное воспоминание истории. Ведь даже в Детском фонде нам говорят: да, понимаем, талантливые дети, но ведь не инвалиды...".
29 января 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
