Мысль – это красота
Влетевший солнечный луч как фотовспышка на минуту останавливает действие – воображаемый стоп-кадр. Краски, гипсы, мольберты, ясные лица мальчиков и девочек. За окном – пушистые заснеженные ветки. В центре композиции – Евгений Саврасов, художник и педагог. Вот он развернулся, словно нечаянно посмотрел в несуществующую камеру, подошел к одному из своих учеников. Обычное мгновенье из жизни Ставропольской детской художественной школы. Необычность происходящего остается за кадром, незамеченная, возможно, даже участниками сюжета. В этом классе, залитом солнцем, в привычном студийном пространстве встречаются две реальности - внешняя (весь мир) и внутренняя, заключенная в каждом из юных художников. Все, что появляется на холсте или бумаге, – тонкий, зыбкий или, напротив, уверенный результат соприкосновения этих миров.
Мое присутствие на уроке дизайна обусловлено особым интересом к методике преподавания Евгения Саврасова, а также к его творчеству как таковому. Понятно, что одно органично связано с другим. Впрочем, это сейчас, говоря о дизайне как особом художественном жанре, мы не испытываем идеологического дискомфорта. Но были времена, когда английское "дизайн" связывали со всеми подозрительными "измами" и делали очень серьезные оргвыводы. Тогда молодой художник и преподаватель был причислен к неблагонадежному лику авангардистов, что, в общем-то, соответствовало действительности. Однако другой молодой художник Е. Биценко устроил в своей мастерской выставку работ Е. Саврасова. И разразилась буря. На правлении Союза художников Евгению Саврасову был преподнесен жестокий урок. По сути дела, запрещалось будущее, автоматически готовилось увольнение из школы. Еще одного "политического" уже уволили. Двое друзей в отчаянии отправились в крайком КПСС искать правды и защиты, больше идти было некуда. Их, однако, не пустили. Позвонили по телефону. Поднял трубку сам М. Горбачев: "Не пропускают? Я распоряжусь". Последовал энергичный разговор. "Ребята, у вас нелады с советской властью?" – "Да нет, лады". М.С. вызвал кого надо и объяснил: "Они закончили советские учебные заведения. Оставьте их в покое". Так Евгению Саврасову была возвращена возможность работать и заниматься творчеством. Знаковый биографический эпизод и одновременно наша история. Время действия - семидесятые годы.
Здание Союза художников с мастерской Евгения Саврасова стоит почти на том же месте, где когда-то была биофабрика, а за ней - могучие ставропольские сады, в которых прошло детство Евгения Владимировича. Теперь оно, как травинка, пробивается сквозь прожитую жизнь. Может быть, поэтому Саврасов – художник многозначный, неожиданный, информативный? Его знаменитые "объекты" (симбиоз скульптуры и еще чего-то неведомого), которыми он занимается поистине со страстью ребенка, – на самом деле "объекты" детства. Или философские игрушки для взрослых. О себе он говорит: "Чем бы я ни занимался – живописью, керамикой, дизайном, я опираюсь на классические каноны".
Графические работы последних лет – вещи, по сути, безупречные. Все неудачное он просто уничтожает. Да, в его работах не следует искать зеркального подобия. Внешним сходством Саврасов-художник жертвует ради выявления внутреннего смысла. И живописец имеет право на такой произвол. Вот, к примеру, история объекта "Медитация в белом". Дело было за Кравцовым озером, куда Евгений Саврасов приехал на натуру. Грянул по-ставропольски безумный дождь. После дождя он вышел побродить, на глаза попалась яма, до отказа заполненная огромными градинами. "Стоял и потрясенно смотрел на них. Град – небесный камень, опасный и нежный..." "Медитация в белом" – вещь сугубо артистичная, но это уже не "документальный" град, а образ града, его почти математическая суть, равная мысли, а мысль, по Саврасову, – неизбежно событие и красота... Наша внешняя жизнь происходит в пространстве. Внутренняя – во времени. Саврасов эти мятежные реальности примиряет, помогая преодолеть наше исконное одиночество.
По Зодиаку он – Близнец. Для художника этот образ – символ раздвоенности и страха не обрести внутреннее единство, счастье, покой. То, что так убедительно читается в "Портрете незнакомки XXI века". Насыщенность цветом такова, что проступает идея цвета. Огненно-красный, огненно-черный. Художника просто влечет к риску. "Да, мое сознание раздвоено, – соглашается он, – это от жизни".
Но как тогда понять другое его признание: "Да я просто помешан на ритме!"? А ведь и с нами так. Душа просит одного, реальность требует другого. В итоге все определяет действие и поступок. На языке художника действие это и есть ритм – условие поиска пластического единства. Надо помнить, речь идет не о словах, а о цвете, форме, линии, композиции...
Однако 15 лет назад никто не знал, как преподавать искусство дизайна – малоприятный повод заполучить опасное клеймо формалиста. Саврасов взялся за это потому, что всегда следовал своей художнической природе и искренне небанально мыслил. Для него совершенно естественно сказать: "В жизни все дизайн, и художник должен помнить, что его полотно лишь часть интерьера, то есть дизайна, и вообще плохая картина и плохая сковорода – явления одного порядка"... Его преподавательская методика называется "Элементы художественного конструирования". Нигде в детских художественных школах этому не учат. Евгений Владимирович начал обучать себя и детей, он так и говорит: "Мы вместе создавали нашу методику".
Первый шаг был предельно узнаваемым и простым: "игровой конструктор", обычные цветные кубики, но это уже мышление в категориях дизайна. Затем следовал этап стилизации, главный инструмент – ножницы. В скупых лаконичных аппликациях дети получают первое представление о том, что такое образ, символ, знак. То, кстати, чем занимался уже старый больной Матисс... Еще один этап - введение в систему дизайна. В жизни, как известно, варьируется два-три цвета, и в дизайне надо уметь из цветового минимума извлечь максимум возможного. Далее переход к орнаментальной полосе и конструированию образа. Темы: маска, карнавальный костюм, космос. И увлекательные упражнения на ритмизацию плоскости. Евгений Владимирович объяснял: "Ритм – великая вещь. Посмотрите на небо. Отдельные яркие звезды и густая туманность Млечного пути существуют в едином космическом ритме...". Я видела выполненные задания: небо, переведенное на символический язык дизайна. Удивительно красиво... Разумеется, это лишь конспект представлений о методике Саврасова, но удалось понять главное: педагог Евгений Саврасов вводит детей в серьезную интересную профессию. Россия всегда гордилась своим содержанием, но вне адекватной формы содержание неизбежно погибает, ибо ритмически эти вещи существуют в единстве. Как наше небо... Одним словом, понимание приходило с годами. Одна из учениц Евгения Саврасова Ольга Бендик защитила в университете диплом по дизайну, ее текст стал частью методики. Все сложилось в ясную четкую систему. Так появилась на свет знаменитая "папка Саврасова".
В 1994 году Евгений Владимирович возил свою методику в Москву. В Измайловском выставочном центре его урок засняли на видео, приходил авторитетнейший Анатолий Кантор, был успех, все это обрело определенное качество, и вдруг... совсем недавно папку Саврасова украли. Приехали в Ставрополь из Железноводска некие "архитекторы", покрутились в обществе художников, вызвали их расположение. Затем заявились в мастерскую Саврасова, познакомились и стали просить папку, чтобы грамотно устроить детскую выставку. Для педагога, который 38 лет проработал с детьми, это прозвучало как пароль. Но архитекторы исчезли. Исчезла и папка, многолетний итог кропотливой работы. Стало известно, что "посетители" в бегах, что на Кавминводах с ними боялись связываться и теперь они как будто в розыске... Еще один знаковый биографический эпизод. Впрочем, и знак времени тоже.
... Быстро вечерело, и в мастерской сгущались тени. Казалось даже, что "объекты" и персонажи, так тесно заселившие это пространство, внимательно смотрят из углов... "Если бы картины могли уходить", – произнес Евгений Владимирович с нескрываемой печалью. Это надо понять. Десятки и сотни произведений Саврасова вытесняют теперь своего создателя из собственной жизни. "Вот не стало Чемсо, Горбаня, – продолжил он, – что будет с их работами? Выбросят однажды или свалят на каком-нибудь складе?... Никто из богатых не купит настоящую живопись. Но деньги-то у них, и художники приспосабливаются к их вкусам, делают кич, строят из себя деловых людей". "Но это не ваша ситуация", – возразила я ему. "В прежние времена искусство было для нас Богом, которому мы поклонялись. А стать неискренним... Это равнозначно смерти...".
Cудьба художника как судьба лотерейного билета. В публике еще не сложилось понимание, что хороший вкус – это визитная карточка и капитал, культурный и финансовый. Что, вкладывая в настоящую живопись, мы вкладываем в будущее, поскольку искусство чем старше, тем и дороже. Что в XXI веке в России будет царить и уже царит урбанистический интерьер, для которого, собственно, и созданы элитные вещи Евгения Саврасова. А пока непровинциальное искусство талантливого художника происходит в провинции, и это не только его проблема.
И все-таки... Почему ученикам Евгения Владимировича так уютно со своим педагогом? Это же угадывается с первого взгляда. Да, он мэтр, член Союза художников, на республиканских фестивалях его принимали за некоего классика авангардизма. Но дети чувствуют нечто еще более важное. Дети знают о присутствии духовной романтики и духовной честности в человеке. Улавливают это, как улавливают животные, добрый человек или злой.
Да, украли методику, но не достоинство, опыт, душу.
25 января 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
