Кружите головы, гусары!
Этнография национального костюма считается одним из самых сложных жанров декоративно – прикладного искусства. Ведь здесь требуется не только художественное творчество, но и историческая достоверность, особенно когда речь идет о нарядах жителей российских губерний XIX века.
Одна из немногих мастеров в крае, владеющих этой техникой, - Светлана Александрова – член Союза художников РФ, лауреат международных, российских и краевых выставок. Она окончила Ставропольское художественное училище по классу театрального костюма. Работала и конструктором мягкой игрушки на ставропольской фабрике "Восход". Сейчас ведет сувенирный кружок во Дворце детского творчества. А все свободное время посвящает своей заветной мечте - созданию театра самобытного русского костюма.
Манекенов – полуметровых кукол – для роскошных и скромных, праздничных и обыденных нарядов Светлана тоже делает сама из пенопласта:
– Сколько себя помню, все время шила. Колола пальцы иголкой, но на другой день вновь брала ее в руки и справляла нехитрый гардероб для своих кукол и игрушек всех подружек. Могла шить часами. Пусть, говорили родители, повзрослеет, это у нее пройдет. Но так уж вышло, что детское занятие со временем превратилось в любимую профессию. С недавних пор я стала увлекаться историей России. И однажды мне пришла мысль: а почему бы не создать мини – галерею русского костюма, скажем XIX века – одного из самых ярких в летописи страны? Ведь интересно, как одевались наши предки, чем удивляли, пленили, заставляли восхищаться и преклоняться.
Однако воплотить задумку Светлане Геннадьевне оказалось не так-то просто. Ведь требовалась документальная основа – конкретная картинка, подробное описание. Пришлось вспомнить романы писателей патриархальной Руси, прочесть гору новых произведений, перелистать кучу журналов, специальной литературы, познакомиться с экспонатами музеев этнографии Москвы, Санкт- Петербурга, других городов.
Первой на свет появилась прехорошенькая крестьянка Тульской губернии в праздничном убранстве – длинной белой рубахе с красными, изящно расшитыми рукавами поверх черной паневы (это разновидность юбки ). Многослойность в одежде – одна из отличительных черт русского провинциального костюма XIX века. Венчает наряд девушки так называемая сорока. Вообще в истории российского костюма очень большое внимание уделялось головному убору. Считалось, что именно он связывает человека с небом. И он же является той самой точкой над "i", которая превращает костюм в единый ансамбль, а женщину – в произведение искусства.
В Рязанской и Воронежской губерниях женщины носили замысловатую рогатую кичку. В Архангельской – коруну, напоминавшую кокошник, в Псковской – шишак, прозванный так за золоченые шишечки: обычно его надевали на свадьбу и передавали по наследству.
Крестьяне в своих костюмах использовали и шумовые эффекты. Помимо нескольких рядов бус, вешали еще трещотки. Лучшая иллюстрация тому – кукла Пензенской губернии – мокша (одна из этногрупп современных мордвин). Бижутерию заменяли простейшие музыкальные инструменты, которые якобы своим шумным звучанием отгоняли злых духов и зазывали удачу. Особенно это было распространено в праздник бога Перуна, где главным действующим "лицом" была именно трещотка.
Эту же защитную цель преследовали и гайтаны – женские подвесные украшения, расшитые жемчугом, который в то время был в особом почете, а также бисером, считавшимся на Руси чуть ли не валютой. Этот искрящийся мир разноцветных бусинок притягивал к себе самых искушенных красавиц, но был по карману лишь состоятельным модницам. В нашей стране бисер получил распространение в X веке, соперничая даже с жемчугом. Собственное производство возникло в России только в середине XVIII века, и то ненадолго. Благодаря стараниям Ломоносова была создана специальная мастерская по его изготовлению, но после смерти ученого она закрылась, и бисер за немалые деньги по-прежнему привозили из-за границы. Но это ничуть ни снизило его популярности. В моде были бисерные сумочки, кошельки, пояса, ожерелья и даже шляпки.
Искусство бисероплетения пришлось постигать и Светлане Александровой, ибо без всех необходимых аксессуаров целостности костюма не будет. В мини- музее – около 20 персон из многих губерний. Есть в этом калейдоскопе и казачий раздел.
В последнее время Света активно работает над коллекцией гусарского костюма, посвящая ее 190-летию Отечественной войны 1812 года. По ее мнению, это одна из золотых страниц российской истории, самых ярких, героических и в то же время романтичных. Любимец мастерицы – офицер лейб-гвардии Ахтырского гусарского полка, того самого, где служил легендарный Денис Давыдов. Все, как и положено. Чикчиры – двухцветные брюки : спереди – серые, сзади – черные кожаные, специально для того, чтобы не так пачкались. А для военного это более чем важно, особенно в полевых условиях.
Так и кажется: завидев на улице прехорошенькую барышню, бравый офицер неспешно поднимает руку, чтобы подкрутить свой неотразимый ус, а затем поправить головной убор – высокий кивер со свисающим султаном, заставив тем самым девичье сердечко учащенно биться. Того и гляди, подует легкий ветерок и снесет, на первый взгляд, чудом удерживающийся на одном плече даламан, отороченный мехом и золотой нитью (чем-то сродни современному кителю). Великолепно смотрятся на нем лядунка – сумка для патронов – и ташка, своеобразная навесная визитная карточка, особый расшитый знак. Именно по нему определяли род полка, звание, выведывали другие секреты гусарского житья- бытья.
Пока у С.Александровой три представителя этой благородной службы. Но это только начало.
– Меня вдохновляет сама романтика того времени. Так преданно и беззаветно любить и защищать свое Отечество могли только гусары. Только эти настоящие мужчины умели так изысканно кружить головы, сводить с ума. Век рыцарства и гусарства, к сожалению, прошел, а вместе с ним красивое, трепетно-возвышенное отношение к женщине. Современным военным этого так не хватает...
18 января 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
