Карфаген не должен быть разрушен!
В 146 году до нашей эры барабаны передали невероятную весть: Карфаген, этот африканский Вавилон, стерт с лица земли. Ликовало все Средиземноморье: Иберия и Италия, Сицилия и Сардиния, Корсика и Балеарские острова, Египет и Греция – все, кто вел с карфагенянами затяжные войны или конкурировал с ними в торговле и мореходстве.
Римский полководец Сципион Эмилиан, армия которого штурмом взяла Карфаген, получил повеление Сената разрушить город. Выполняя его, воин не мог сдержать слез: он понимал, что исчезает с лица земли столица одной из самых могучих стран мира. При виде пылающего города он громко произнес известные строки Гомера: "Будет некогда день, и погибнет священная Троя, с нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама...".
От ненавистного врага, многие годы угрожавшего Риму, решили не оставить ничего: ни Гермейского маяка, ни камня от 32-километровой стены, ни храма Эммуна, ни дворца правителей с беломраморным порталом, ни круглого театра на берегу моря. Ничего не оставили люди от былого великолепия города, властвовавшего над половиной античного мира. Ничего, кроме того, что могло пригодиться завоевателям – например, роскошные беломраморные виллы на берегу Средиземного моря, загородные дворцы, морскую гавань... Два тысячелетия прошло с тех пор, и до сего дня на морском побережье сохранились прекрасные архитектурные сооружения: колонны, порталы, статуи. Однако величайший памятник человеческой культуры под угрозой полного уничтожения: власти города Туниса, построенного вблизи развалин Карфагена, решили на месте, где когда-то стоял цветущий и могущественный город, выстроить резиденции дипломатов, высокопоставленных лиц и крупных бизнесменов. И ЮНЕСКО бросило клич: "Карфаген не должен быть разрушен!".
Этот клич эхом отозвался в других уголках мира и слился с другими подобными призывами: "Спасти Акрополь!", "Донести до потомков величие египетских пирамид!", "Под угрозой памятники Нубии!", "Город Мачу-Пикчу в опасности!", "Рисунки долины Наска тускнеют!".
Тысячи лет стояли древние памятники. Время щадило их. Не щадили только люди. Это они превратили афинский Акрополь в пороховой склад, использовали камни Колизея и египетских пирамид (верхние мраморные плиты) для строительства домов, снимали с пьедесталов античные статуи, украшавшие Эфес в Малой Азии, Парфенон в Греции, и тайно переправляли в Европу.
Великая Китайская стена тысячелетия защищала державу от набегов, и нередко враги уходили "не солоно хлебавши", не сумев ее преодолеть. А современные крестьяне деревень автономного района "Внутренняя Монголия умудрились разрушить стену на протяжении почти 30 километров! И из этих древних камней построили дома, загоны для скота. Здесь же на дорогах лежат груды камней – это остатки от четырех сторожевых башен... Вот вам и символ нации.
А ты, читатель, слышал о городе Мачу-Пикчу – памятнике древней цивилизации Южной Америки? Когда его нашли европейцы, он уже много веков был пуст и безлюден, лишь птицы летали среди развалин.
Какой народ и с какой целью воздвиг эти дома и храмы в самой недоступной части Анд на вершине гранитной скалы Мачу-Пикчу? Если обратить внимание на то, что скала с трех сторон окружена бушующей рекой и лишь с юга к городу подходит узкий, как нож, перевал шириной всего 8-10 метров, то ответ будет один: чтобы создать неприступную крепость. Несколько воинов могли оборонять этот город против целого войска! И когда испанские конкистадоры покорили империю инков, Манко, племянник великого инки, со своими приближенными укрылся именно здесь, в неприступном Мачу-Пикчу.
Даже они, инки, уже не знали судьбы древних обитателей этого города, которые лепили сосуды, не похожие на сосуды инков, и складывали стены совсем не так, как инки: каменные глыбы своих построек они подгоняли друг к другу настолько точно, что и сегодня между ними невозможно просунуть лезвие ножа.
От кого же перенял свое строительное искусство этот таинственно исчезнувший народ? Куда ушли обитатели города и почему не вернулись? Все эти вопросы остаются без ответа.
Пока стоит Мачу-Пикчу, ученые не оставляют надежды разгадать древнюю тайну. Но и над этим загадочным городом тоже нависла угроза гибели. Виной тому толпы иностранных туристов и любителей сувениров, которые буквально по камешкам растаскивают древние постройки.
То же самое происходит и в знаменитом римском Колизее – древнем театре, где в присутствии императора проходили гладиаторские бои.
Впрочем, здесь нашли-таки средство против вандалов. Каждый вечер, когда последний посетитель покидает Колизей, на арену въезжают грузовики с камнями, которые служители разбрасывают по всему театру, чтобы их утром "украли на память" туристы.
* * *
Наша планета – это Музей истории человеческой цивилизации. А в музее все экспонаты должны бережно сохраняться. Но если в музее имеются сотрудники, которые строго следят за экспонатами, то разве на огромной планете уследишь за всяким?
Стоунхендж в Англии – один из величайших памятников человеческого ума и стремления к познанию. Четыре тысячи лет назад люди построили эту самую древнюю астрономическую обсерваторию на Земле. Века, солнце, ветры и дожди не смогли нанести большой вред Стоунхенджу, но то, что не сделало время, "доделают" люди. Они приходят сюда с ведрами краски, пульверизаторами и стальными зубилами. Каждому непременно хочется оставить на древних камнях свой автограф или "памятную записку". За короткий срок на плитах и столбах Стоунхенджа появилось более двух с половиной тысяч таких "визитных карточек" с самой распространенной надписью – "Здесь был Джон".
Нельзя сказать, что государства планеты не заботятся о сохранности древних памятников искусства. Вспомните хотя бы Большой храм в Абу-Симбеле, которому грозило потопление после возведения Асуанской плотины в Египте. Грандиозные сооружения фараона Рамзеса II были распилены на части, перенесены на другое место и восстановлены в прежнем виде. Во многих странах древние строения стараются вписать в черту современных городов. Особенно это относится к древним театрам. В турецком Эфесе каждое лето проходят фольклорные фестивали. Древнеримский цирк в Вероне уже не первое десятилетие служит сценой для одного из лучших оперных театров мира. А разве в самом Риме античность не вписалась в ткань города, не продолжает жить в нем?
Оригинальный выход из положения нашли японцы. В Токио и других крупных городах существует правило: если на месте будущего здания стоит храм, то его переносят на крышу этого дома. И он, как ему и положено, "возносится до небес". При этом его не превращают в музей. Храм продолжает действовать.
* * *
А разве в Ставрополе, Георгиевске, Благодарном и других городах нашего края в полной мере сохраняется их историческое лицо? Современная архитектура наступает на него и буквально раздавливает.
Вспомните знаменитый Дом командующего войсками в Ставрополе. Ведь был проект встроить его в Дом книги и тем сохранить память Пушкина, Лермонтова, Толстого, Грибоедова. Старый город украшал бывший дом Алафузова (напротив магазина "Алмаз"). Ныне на его месте очередной долглстрой. Недостроенный дом-гигант стоит на углу улиц Карла Маркса и Голенева, и как памятник над ним – подъемный кран. Кому мешала бывшая гостиница "Лондон"? А на месте старинных красивых зданий ХIX века торчит вполне "современно" нелепый "Дом моды"...
В сороковых годах ХХ века падре из города Лигата (Сицилия) долго и безуспешно добивался у местных властей средств на реставрацию древней колокольни. Когда же он убедился, что хлопоты его не достигают цели, то принялся осуществлять свой план "мести в рассрочку" и стал регулярно высылать почтой всем членам городского совета камни из разрушающейся колокольни. Но даже таким способом ему не удалось смягчить сердца "отцов города".
* * *
И все же хочется верить, придет время, когда все жители планеты и избранные ими правители поймут, что Земля – это памятник истории человечества, который нужно хранить бережно, как это делают музеи.
11 января 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
