СВЕЖИЙ НОМЕР РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА ГОСТЕВАЯ КНИГА КАРТА САЙТА
85 лет 'Ставропольской правде'
К ОБСТАНОВКЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
• Трагедия в Грозном
ПЕРЕПИСЬ - 2002
• Семинаристы отвечали с удовольствием
• Хроника
ПОСЛЕ СТИХИИ
• С глазу на глаз
ЭКОНОМИКА
• Зерновая стратегия "Прасковеи"
ОБЩЕСТВО
• Эпидемия
• Летная успеваемость
• Экологическое воспитание должно стать визитной карточкой края
ФОТО- РЕПОРТАЖ
•Соревнования по туризму на приз "СП"
•Закрытие фестиваля воздушных шаров на КМВ
ФАКТ и КОММЕНТАРИЙ
• Миллион за водку
ТЕСТ
• Эксперты припадают к ногам
• Электро- заторы - горят моторы
• Отведайте колбаску... с геном
• Кроссовки моей мечты
ДОСУГ
• Анекдоты
KavkazWeb

Летная успеваемость

Игорь РИЗАХАНОВ

...В одном из аэроклубов страны произошла авиакатастрофа. Летчик, пилотировавший учебно-тренировочный Як-52, грубо нарушив условия полетного задания, выполнил фигуру на малой высоте. И как следствие, столкнулся с землей. Летчик погиб. В чем причина? Сказались недооценка возможностей техники, личная недисциплинированность.

Другой пример. Экипаж летчика-инструктора 1-го класса майора Евгения Капарулина ночью выполнял тренировочный полет на учебном самолете Л-29. На высоте примерно 25 метров за кабиной пилота раздался резкий хлопок. Сразу упала тяга двигателя. Самолет неудержимо терял скорость. Вот-вот он сорвется в штопор, и тогда...

Позже специалисты установили, что у самолета разрушился компрессор двигателя, а по материалам контрольно-записывающей аппаратуры определили доподлинно: от хлопка в двигателе до приземления самолета прошло всего... 9 секунд! Именно эти девять секунд стали рубежом между жизнью и смертью летчика, который, приняв единственно верное решение, сумел совершить аварийную посадку.

Раньше, в бывшем СССР, летчики выходили из нештатных ситуаций, как правило, благодаря высокой натренированности и большому количеству налета часов, теперь же сама возможность полетать становится серьезной проблемой.

Закономерен вопрос: как в условиях крайне недостаточного финансирования обновлять и совершенствовать авиационную технику, одновременно обучая и воспитывая профессиональные кадры авиаторов, добиваться снижения аварийности?

На мой взгляд, близко к разрешению этой проблемы подошли энтузиасты Ставропольского аэроклуба РОСТО, где уже не первый год готовят кадры летчиков-спортсменов и специалистов малой сельскохозяйственной авиации.

- В течение двух лет, - рассказывает начальник Ставропольского аэроклуба РОСТО, бывший военный штурман гвардии полковник запаса Виталий Барканов, - наши курсанты, осваивая спортивный самолет Як-52, получают специальность летчика-спортсмена. За это время опытные преподаватели успевают подготовить их до уровня второго спортивного разряда. Но это не предел: после аэроклуба выпускники имеют большой выбор - они могут продолжить обучение в гражданских и военных авиационных учебных заведениях или, к примеру, посвятить свою жизнь спортивной карьере.

К сожалению, аэроклуб, являясь общественной организацией, по своему статусу не имеет права выдавать своим выпускникам свидетельства установленного образца. Это происходит в Калужском авиационном летно-техническом училище - единственном в системе РОСТО, куда по окончании обучения выезжают питомцы Ставропольского аэроклуба для сдачи теоретических и практических экзаменов. Там им вручаются удостоверения международного образца. В целом же по России эти задачи решают авиационные училища гражданской авиации, которых после распада СССР остались единицы.

Тем не менее в аэроклубе, без преувеличения, создается будущая спортивная слава авиации страны. Достаточно сказать, что в этом году его выпускницы 17-летние Елена Скрипкина и Полина Старикова после летной практики в аэроклубе участвовали в престижных авиационно-спортивных соревнованиях на центральном аэродроме РОСТО в подмосковном Тушино, где они летали уже на учебных реактивных самолетах.

Следуя общепризнанному принципу - профессионалами не рождаются — аэроклуб наладил тесные отношения с военкоматами и воинским частями ВДВ и специального назначения, а также кадетским корпусом, созданным на базе 31-й ставропольской гимназии, где уже второй год существуют специальные классы авиационной подготовки. Программа обучения, рассчитанная на четыре года, начиная с восьмого класса, предусматривает полеты на сверхлегких летательных аппаратах, прыжки с парашютом, а также полеты выпускников 11-х классов на спортивных самолетах Як-52.

В настоящее время только по летным специальностям в аэроклубе занимаются более 20 человек, в том числе и на коммерческой основе.

- Сложившаяся практика подготовки летчиков, - рассказывает бывший военный летчик-инструктор, ныне штурман аэроклуба, преподаватель авиационных дисциплин в кадетском корпусе Александр Варава, - схематично выглядит так: школа - военный институт - боевой полк. При такой системе обучения происходит большой отсев курсантов после двух-трех лет обучения по немедицинским показателям (ошибка в выборе профессии, летная неуспеваемость), которые достаточно сложно выявить существующими методами профессионально-психологического отбора. Аэроклуб предлагает иной, более выгодный вариант: школа - аэроклуб - военный институт - боевой полк. Включение аэроклуба в цепочку подготовки летных кадров позволяет на более раннем этапе, и что важно - с меньшими материальными затратами, выявить абитуриентов, которые не способны выдержать повышенных требований, предъявляемых к будущим летчикам-профессионалам...

Данное предложение нашло поддержку нынешнего руководителя краевого совета РОСТО Вадима Климковича, человека, не равнодушного к авиации и проблемам развития детского авиационного спорта в частности. Эти вопросы он недавно обсуждал в Центральном Совете РОСТО. Появилась надежда, что дело наконец-то сдвинется с мертвой точки...

Справедливости ради скажу, что аэроклубу не приходится вариться, так сказать, в собственном соку. Помощь в развитии детского авиационного спорта оказывает министерство образования края, однако выделяемых средств пока явно не достаточно. Частично проблему финансирования помогают решать предприятия и организации-спонсоры, но в любом случае отдача от их вложений произойдет лишь через несколько лет - такова "авиационная" специфика.

Словом, для решения проблем финансирования, дальнейшего развития учебной материально-технической базы аэроклуба и в целом детского авиационного спорта необходима целевая программа государственной поддержки подобных общественных организаций. Тогда и дела пойдут лучше, и полеты не будут прерываться.

ПРОЕКТЫ 'СП'

ГУБЕРНИЯ
• Полувековой юбилей городского краеведческого общества отметили на днях в Пятигорске.

вся информация о стихии на Ставрополье здесь!

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
•  "Опершись на ледоруб, наполовину вошедший в снег, он глядел вверх, туда, где врывался в небо пик Дон Кихота". // Е. МИХАЙЛИЧЕНКО, Ю. НЕСИС "Ледоруб и телефон"

СОЮЗ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ

• Подведены итоги журналистского конкурса, посвященного 225-летию Ставрополя.
• "Щит России" - Всероссийский журналистский конкурс

АФИША

• Репертуар Ставропольского академического театра драмы на октябрь
• Репертуар муниципального литературного театра "Гармония" (9 сезон)
Рассылки Subscribe.Ru
Ставропольский край - новости

Отправь другу SMS!
ВЕСЬ АРХИВ
ОКТЯБРЬ'02
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
СЕНТЯБРЬ'02
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
 

Copyright © 2001, редакция газеты "Ставропольская правда". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.stapravda.ru обязательна
webadm@stapravda.ru