От мужицкой избы до царских палат
Певица была в ударе, и исполнение ее было согрето истинным вдохновением. Как всегда ей удалось "нарисовать" яркие картины: слушатель "видел", как плывут "острогрудые Стеньки Разина челны", "видел" лихого атамана и несчастную княжну, с грустью слушал о том, как "однозвучно звенит колокольчик", начинал добродушно улыбаться при звуках "Калинки-малинки".
Одним штрихом Плевицкая создавала образ, захватывая и трогая. Да, это большое драматическое дарование. Особенно интересна старинная народная песня - "Задумал комарик жениться", полная тонкого своеобразного юмора. Публика принимала певицу восторженно. При этом в ее туалете обращала на себя внимание только что пожалованная медаль.
Годом позже Надежда Васильевна Плевицкая вновь совершает триумфальное шествие: концерты в Кисловодске - переполненный зал, овации, цветы; концерт в Пятигорске - бурные восторги, цветы и снова восторги; наконец в Ессентуках - море цветов. Певице поднесена грандиозная корзина с... 5000 роз! В корзину вложен конверт с множеством визитных карточек. В числе их карточка знаменитого Станиславского, страстного поклонника артистки.
Кто же та, кого так восторженно встречала публика Кавминвод в те далекие годы начала ХХ века?
Драматической, овеянной тайной можно назвать историю жизни и смерти великой русской певицы Надежды Плевицкой. Ее песни вдохновенно слушали не только миллионы поклонников, но и сам император России. Она дружила с Шаляпиным, который называл ее "моим родным жаворонком". С ней пел Собинов, ей аккомпанировал Рахманинов, ее наставлял и учил Станиславский. В ее окружении были Качалов и Москвин, Савина и Кшесинская, Куприн и Есенин, Коровин и Бенуа. Ее скульптурный портрет создал знаменитый Коненков. После революции, проживая за границей, она была знакома с крупнейшими музыкантами и исполнителями мира. Добившись всемирного признания в России, Европе, Америке, она трагически закончила жизнь во Франции, приговоренная к двадцати годам каторжных работ.
Надежда Васильевна Плевицкая (1884-1940) провела детство в деревне под Курском, в избе под соломенной крышей: она родилась в многодетной бедной крестьянской семье Винниковых. Жадный интерес к пению привел ее в курский Троицкий монастырь, где она более двух лет в качестве ученицы пела в церковном хоре. Затем неожиданно - цирк-шапито и балет в Киеве, там вышла замуж за бывшего танцовщика Варшавского казенного театра поляка Эдмунда Плевицкого (отсюда ее звучная артистическая фамилия). С ним она прожила недолго, однако продолжала оставаться в доброй дружбе.
С популярным "хором лапотников" Минкевича, где артистка уже занимала ведущее положение, она попала в Петербург, а затем в Москву. Ее приглашают в известный ресторан "Яр", создавший ей громкую славу солистки - исполнительницы русских песен.
Но самым важным, поворотным в артистической карьере Надежды Плевицкой стал 1909 год. В Дни нижегородской ярмарки она выступала в Нижнем, по вечерам в ресторане Наумова. В один из таких вечеров Плевицкую услышал Л. Собинов, приехавший на гастроли. Его поразила мощь вокала, столь необычная для кафешантанной примадонны. "Заставить смолкнуть такую аудиторию (Собинов имел в виду разгулявшуюся ресторанную публику. - Е.Г.) может только талант. Вы - талант", - сказал он артистке и тут же пригласил ее выступать вместе с ним на благотворительном концерте. Так по инициативе прославленного оперного премьера Плевицкая вступила на большую эстраду. А далее - стремительная карьера и триумф.
Об этом взлете пишет и автор рецензии на концерт Н. Плевицкой, гастролировавшей в июле 1913 года на Кавминводах: "На эстраде стояла женщина в элегантном платье, с медалями и орденами, с характерным лицом, чуть-чуть лукавым и выразительным... Я смотрел на эту женщину и думал... Вот жизнь, похожая на сказку, на одну из волшебных сказок "Тысячи и одной ночи". Пройден сказочный путь от мужицкой избы до царских палат...".
В чем же секрет этой волшебной сказки? Прежде всего в том, что Плевицкая создала свой жанр - жанр драматической народной песни. Той песни, в которой звонкий смех сменяется тоской, в которой такая широкая грусть, затаенное горе, размах доброго молодца.
* * *
Певица - не только певица, она главным образом драматическая актриса. Редко кто так умеет нарисовать одним, двумя штрихами целую картину...".
Как пишут биографы Н. Плевицкой, певица постоянно работала над расширением жанрового диапазона. В 1914 году она стала появляться на эстраде в цветистом праздничном наряде крестьянки Курской губернии: в ее репертуаре утвердилась серия старинных хороводных, свадебных и лирических песен, усвоенных еще с детских лет. Одетая в русский сарафан, смотрит на нас актриса и с фотографии, помещенной в газете "Пятигорское эхо", анонсирующей ее приезд на гастроли в июле 1914 года. С началом Первой мировой войны популярная эстрадная звезда становится и любимицей армейских кругов, пропагандисткой героических песен, широко звучавших в солдатской среде. Она добровольно отправляется на фронт. В своих мемуарах, опубликованных впоследствии в Париже, она напишет: "Вспоминаю я мой черный пятнадцатый год, когда в лазаретах сестрой милосердия была я на фронте страшной войны. И там среди взрывов, крови и слез были порой нужней мои песни, чем бинты и лекарства. В тот лютый год пережила я и смерть жениха на войне, и кончину матушки. Даже награда - крест за мужество - из рук Государя не могла приглушить моего горя...".
В июне 1915 года Плевицкая приезжает с гастролями на Кавминводы, с трудом оправившись от сильного нервного потрясения, связанного с пребыванием на войне и личными потерями.
Ее любили и вельможи царского двора, и простолюдины с окраин. Граммофонные записи с ее голосом расходились в тысячах экземпляров...
И вдруг все оборвалось. "Я - артистка и пою для всех. Я вне политики", - не раз говорила Надежда Васильевна. Но ей, как и миллионам других, пришлось быть втянутой в кровавый водоворот тех лет. Пела она и белым, и красным, словно хотела свести, примирить вдруг ставших враждебными друг другу братьев.
Волею судеб Плевицкая оказалась в стане Белой гвардии, с которой прошла крестный путь боев и отступления до Крыма. Затем эмиграция. Там Плевицкая обвенчалась с генерал-майором Николаем Владимировичем Скоблиным, который спас ее от расстрела, - человеком благородным, горячо ею любимым до конца жизни. Семья поселилась под Парижем.
Годы эмиграции были самыми тяжелыми в жизни Плевицкой. И хотя она много работала, репетировала, пела в Берлине, Белграде, Риге, Софии, Бухаресте, было тяжело морально: нестерпимо тянуло домой.
К периоду эмиграции относится и гастрольная поездка Надежды Васильевны в Америку, где она встретилась после долгой разлуки с Рахманиновым. В Америке, как и всюду, она давала благотворительные концерты - даже "в пользу советских беспризорников".
Почти два десятилетия Плевицкая была душой, совестью русской эмиграции. Ею гордились, считали за честь принимать.
Внезапно и жестоко обрушилось горе: пропал муж. Его исчезновение по сей день остается загадкой. Скоблин был обвинен в похищении генерала Миллера в "угоду красным". А Плевицкая, как жена, вскоре была арестована по обвинению "за соучастие в похищении". Состоялся неправедный, бездоказательный суд, ошеломивший неожиданным приговором - двадцать лет каторжных работ.
* * *
По последним данным, жизнь Надежды Васильевны оборвалась в октябре 1940 года (ранее биографы называли 1941 г.) в камере парижской тюрьмы. К этому времени Франция была уже оккупирована фашистами и никому не было дела до смерти какой-то эмигрантки.
Запись почти девяностолетней давности, несмотря на техническое несовершенство, доносит из прошлого голос, некогда пленявший поклонников. Слышится чистый очаровательный русский говор и зримо представляется образ, нарисованный музыкальным критиком: "...прозвучали первые аккорды рояля - и певица преображается: глаза загораются огнем, лицо становится вдохновенно красивым, является своеобразная грация движений, и с эстрады слышится захватывающая повесть переживаний бесхитростной русской души...".
* * *
Хочется перечислить лишь малую часть названий песен, возрожденных певицей, песен, которые до нее на сцене никогда не исполнялись, а нынче нам кажутся извечными в нашей культуре. Вот они - и озорные, и могучие, и раздольные: "Дубинушка", "Есть на Волге утес", "Из-за острова", "Среди долины ровныя", "По диким степям Забайкалья", "Калинка", "Всю-то я Вселенную проехал", "Помню, я еще молодушкой была", "Ухарь-купец", "Варяг", "Липа вековая"... Когда звучат эти песни, вспомните великую русскую певицу Надежду Плевицкую.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
