О ХУДОЖНИКЕ

"…Графика Елены стала, буквально, открытием на региональном фестивале "Молодые художники Северного Кавказа" (2000 г., г. Ставрополь)…Основное- адресованность ассоциативному мышлению, стремление в бессюжетной, нонфигуративной композиции, где создается некий образ, обозначить вопрос, проблему, прежде всего душевного, внутреннего порядка.

Легкие арабесковые композиции, лишенные какого-бы то ни было намека на декоративность, соседствуют с пронзительно тонкими листами, написанными свободно, мягкой кистью: след то широкий, то на мгновение исчезает совсем, то неожиданно проявляется узкими блеклыми полосами, оставляемыми слипшимися ворсинками, делящими кисть на множество тонких кистей. В японской традиции существует такое понятие- "танцующая кисть". Мне кажется, это определение ближе всего творчеству художницы. Следы кисти оставляют знаки, символы на бумаге. Уход от визуальной узнаваемости?Но тем ближе к образам- ощущениям, проявлению смутных, туманных ассоциаций. Здесь уже нет "выстроенности" плоскостей, напротив, полный отказ от объемов, планов. Есть плоскость темного, светлого. Одно не уничтожает другого, существуют равноправно. Больше нет пустоты. Все наполнено воздухом и ощущениями. Основа, ее исходный цвет- белый или тонированный- это не просто фон, не просто плоскость, это участник диалога. Светлое и темное- "танцующая кисть" или тонкий росчерк пера случайно оставляют на бумаге всплеск эмоций. Теперь нет конфликта, это союз разных духовностей, разных внутренних миров, которые дополняют, проявляют друг друга.

Минимум изобразительных средств. Художница сознательно ограничивает себя. Уходит от суеты множественности цветовой, композиционной, сюжетной. Для нее главное- одухотворение листа, передача внутреннего эмоционального мира, настроя линии или пятна. Появляются искренние, чистые образы, которые помогают зрителю высвободить, раскрепостить живые чувства, обострить собственное восприятие.

Работы последних двух лет интересны своим поиском. Это начало чего- то нового, пока еще на уровне эксперимента. Поиски неслучайны. XX в. уже в прошлом, с его культурной традицией, накопленным опытом. Теперь это можно изучать, использовать, развивать. Есть и собственный опыт. Понятно, что черное и белое могут жить в гармонии, нейтральность серого- заблуждение, нет изначальной пустоты листа, а наполненность объема не всегда правдива. Новое- путь к чувственной фактуре. Фактура, такая разная не только по внешним признакам, но внутренним характеристикам,- ее осязаемость, чувственность- тема следующих работ.

Десять лет творчества - немного и немало. Есть почерк, манера, поиск. Нет холодной рассудочности, ложной философии, демонстративной интеллектуальности. Нет наслоения смыслов, есть слои духовности. Вообще, Елена- художник-лирик. Но ее лирика, если возможно такое сопоставление, напряженная, высокоэмоциональная. Ее композиции- образы далеки от тихой созерцательности. Динамика, постоянное движение, свежесть, дают ложное ощущение стихийнорождающихся произведений. Не видно того изнурительного труда мыслей, эмоций, которые переживает художница. Тем драгоценнее итог- легкая импровизация, бесконечная свобода духа- в каждом листе. По сути, в этом и кроется обаяние графики. Свобода личности и виртуозная возможность руки- гармония, создающая искусство графики, независимые самостоятельные образы…."

Ольга Бендюк, искусствовед
октябрь 2001 г., г. Ставрополь

ПОРТРЕТ

ГАЛЕРЕЯ
общие работы
° Символы
° Cны
° Социальный плакат
° Две темы



Ирина
ХЕЙЛИК
° Зал 1
° Зал 2
ОТ АВТОРА
ВЫСТАВКИ

Елена САПРЫКИНА
° Зал 1
° Зал 2
° Зал 3
ОТ АВТОРА
ПРЕССА
ВЫСТАВКИ


ВЕРНУТЬСЯ
В ВЕРНИСАЖ

Елена САПРЫКИНА soley_feesh@list.ru

Главная | Новости | Свежий выпуск | Архив
KavkazWeb