ОБЗОР
  обзор •  проза •  поэзия •  мемуары
 Литературная гостиная "СП"


ОБЗОР

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

МЕМУАРЫ


2010 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2009 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2008 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2007 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  

2006 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  

2005 г.
   01  03    04   
   05   06    07 
   08   09    11  
   12

2004 г.
   01-03    04  
   05    06-07  
   08-09    10  
   11    12  

2003 г.
  02-08  09-10     11-12  

2002 г.
  05-08  10-11  

К 120-летию со дня рождения Анны Ахматовой

Век серебряный, век железный...

Светлана СОЛОДСКИХ

В середине прошлого века в нашей стране возникло и утвердилось удивительное явление - молодежная мода на «умных и начитанных». Чтобы прослыть таковым, многого, впрочем, не требовалось. Список обязательных авторов не был обременительно велик, а открывали его четыре неразлучных имени: Ахматова, Цветаева, Мандельштам и Пастернак.

Их не было в школьной программе, их редко издавали, но у каждого умного и начитанного лежала в ящике стола заветная тетрадь с переписанными от руки ахматовскими «Четками» или «Камнем» Мандельштама. И невольно задумываешься: а есть ли для настоящего поэта награда выше, чем миллион таких тетрадок с твоими стихами? Ведь это не просто зайти в магазин, прицениться, купить, дома поставить на полку... Это выпросить у кого-нибудь свободный экземпляр, а потом сидеть ночь напролет и до ломоты в пальцах переписывать, переписывать... Поэтому, наверное, и помнится нам до сих пор: «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки...».

Эпоха, которую принято сейчас называть «сталинской», обошлась с Анной Ахматовой куда как круто. «Муж в могиле, сын в тюрьме. Помолитесь обо мне». И в то же время Ахматова - один из символов этой эпохи. Грозное постановление ЦК ВКП(б) от 1946 года, среди главных фигурантов которого была и она, - самое убедительное, как ни странно, подтверждение этому. Да и вообще - что мы знаем о таинственной связи таланта и того исторического времени, в которое ему довелось себя проявить? «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» - написала однажды Ахматова. А дальше о том, как бы она жила в иную эпоху. Жила бы лучше, легче, праздничней, поэтичней.

Но если бы оттуда посмотрела
Я на свою теперешнюю жизнь,
Узнала бы я зависть наконец...

В 1922 году, когда многие ее собратья по «цеху поэтов» уже перебрались из голодной и жестокой России в Берлин и Париж, Ахматова написала: «Не с теми я, кто бросил землю...», чем вызвала нескрываемое раздражение в эмигрантских кругах. Этот выбор - не уезжать, не бросать родную землю — стал началом поэтического и гражданского подвига Анны Андреевны Ахматовой, и сейчас мы ценим ее не только за принадлежность к Серебряному веку, но и за то, что Железный век она пережила вместе со своим народом. И в самое суровое время, когда фашисты стояли под Москвой, именно Ахматова смогла точнее всех выразить то, чем осознанно или неосознанно жила и дышала вся страна: «Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет».

Долгое время Ахматову печатали мало, а то и вовсе не печатали, но ее присутствие в нашей поэзии всегда было постоянным и очевидным, ибо она являлась живым эталоном лирической точности и поэтической трезвости. Ахматова любила слово «ремесло»: отсюда алмазная безукоризненность каждой ее строки. Бернард Шоу как-то заметил: «Больше всего и хуже всего поэты пишут о любви». Анна Ахматова о любви писала много. Но хорошо. «Он снова тронул мои колени почти не дрогнувшей рукой». Удивительный сплав чувственности и целомудрия, из которых, собственно, и рождается любовь. А ведь всего две строки!

В поэзии Ахматовой поражает именно это сочетание несочетаемого - неистовой, жадной женственности и аскетизма средств ее выражения. Быть может, не так уж и неправ был А. Жданов, называвший А. Ахматову в своем докладе «полу-блудницей, полумонашенкой». Тем более что и сама она сказала как-то о себе и своих друзьях: «Все мы бражники здесь, блудницы». И тут же: «Черных ангелов крылья остры, скоро будет последний суд».

«Великий поэт - почти всегда великий грешник». Это проницательное замечание приписывают Н. Гумилеву, мужу Ахматовой. Считать чужие грехи не наше дело. К тому же подлинное призвание поэта, кем бы он ни был при жизни, остается одним и тем же:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Так говорила Анна Ахматова. Этому она и служила - «и в век Серебряный, жемчужный и лукавый, и в Новый век, стальной и беспощадный».

Источник: «Ставропольская правда», 9 сентября 2009 г.




Главная | Новости | Свежий выпуск | Архив