ОБЗОР
  обзор •  проза •  поэзия •  мемуары
 Литературная гостиная "СП"


ОБЗОР

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

МЕМУАРЫ


2010 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2009 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2008 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2007 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  

2006 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  

2005 г.
   01  03    04   
   05   06    07 
   08   09    11  
   12

2004 г.
   01-03    04  
   05    06-07  
   08-09    10  
   11    12  

2003 г.
  02-08  09-10     11-12  

2002 г.
  05-08  10-11  

Зашифрованный мир

Светлана СОЛОДСКИХ

Писатель и эпоха. В день открытия фестиваля одна из библиотечных экспозиций была посвящена писателю, которого знают все.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения ученого-палеонтолога, одного из самых известных и любимых писателей-фантастов Ивана Ефремова. Успех его первого научно-фантастического романа – коммунистической утопии «Туманность Андромеды» - был поистине уникальным. В кратчайший срок это произведение стало известно во всем мире. Примечательно, что его появление совпало с запуском первого советского спутника Земли. Даже те, кто по каким-то причинам не прочитал его самых знаменитых книг, были заворожены уже только их запоминающимися названиями.

В конце 1962 года он завершил свой второй роман «Лезвие бритвы». В увлекательном приключенческом сюжете с элементами детектива расскрываются представления о нереализованных возможностях, заложенных самой природой в человеке, невидимых могучих силах, пробуждение которых (путем специальных тренировок) может изменить лицо и характер мира. Особое место в романе занимает «теория красоты», размышления автора о задачах подлинного искусства.

В 1968-м Ефремов заканчивает роман-предупреждение, антиутопию «Час быка». Если в первом космическом романе Ефремов воплотил свои представления о высшем типе цивилизации, то в «Часе быка» показал, как зло, запрограммированное в прошлом, неизбежно начнет деформировать будущее. Из ушедшего ХХ века писатель предупреждает нас о возможной катастрофе, к которой ведет мир потребительская цивилизация, глобализация человечества на основе ее «ценностей».

Романы Ефремова означали больше, чем только «хорошее занимательное чтение». Больше, чем литературу как таковую. В них остался зашифрованным мир сознания человека, жившего не вещами и деньгами, а смыслами и словами – культурой. Ивана Ефремова любили не только за грандиозные сюжеты, но и за их интеллектуальность, лучше сказать, за талант, который не лжет, ибо его вымыслы неизменно превращались в первоначальную правду.

«Фантазирование» у Ефремова никогда не оборачивалось пустой игрой воображения, сюжеты не стремились к тому, чтобы во что бы то ни стало оказаться «острыми», все было подчинено определенной сверхзадаче, и в этом отношении научная фантастика Ефремова не выглядит чужеродной в русской литературе. Временами его интеллектуализм становится даже избыточным, однако читатели этого не замечали. Примечателен в этом смысле роман «Таис Афинская», совместивший в себе философский трактат, экскурс в одну из ключевых эпох истории человечества и своего рода «дайджест» философии и эзотерики Древнего мира. Казалось бы, текст не для рядового ума, однако книгу эту с одинаковым увлечением читали и доцент МГУ, и механизатор степного колхоза, и начальник погранзаставы в таджикских горах, и мечтательная старшеклассница в каком-нибудь среднерусском городке. Здесь Ефремов выступил в заманчивой, но небезопасной и нелегкой роли популяризатора духовных традиций человечества. Книг, подобных «Таис», должно быть немного (иначе духовные традиции превращаются в сплошную «попсу»), но они должны быть, и, слава Богу, что в нашей литературе такую книгу написал именно Иван Ефремов, человек, мысливший глубоко и ответственно.

Легко заметить, что романы Ефремова не затерялись на многоцветном фоне плодовитой и временами весьма талантливой англо-американской фантастики той поры. Он никому не подражал и не следовал никаким образцам.

И замечательно, что краевой фестиваль фантастики проходил именно в эти знаменательные дни, под сенью его книг, на которых выросли не только современные мальчики и девочки, но и их мамы и папы, бабушки и дедушки.

Источник: "Ставропольская правда", 24 мая 2007 г.




Главная | Новости | Свежий выпуск | Архив