ОБЗОР
  обзор •  проза •  поэзия •  мемуары
 Литературная гостиная "СП"


ОБЗОР

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

МЕМУАРЫ


2010 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2009 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2008 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2007 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  

2006 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  

2005 г.
   01  03    04   
   05   06    07 
   08   09    11  
   12

2004 г.
   01-03    04  
   05    06-07  
   08-09    10  
   11    12  

2003 г.
  02-08  09-10     11-12  

2002 г.
  05-08  10-11  

Пророк в своем отечестве

Светлана СОЛОДСКИХ

У Валентина Распутина лицо человека, привыкшего делать самую необходимую и тяжелую работу: воевать ли, строить ли, землю ли пахать. Или – если речь о письменном труде – писать о народе. Сложней и неотложней у русской литературы задачи не было и нет. Собственно, вся она и сложилась-то, решая именно эту задачу. Забросить ее, сменить на более легкие, занимательные и прибыльные задачки – вот главный соблазн нынешних «успешных» сочинителей.

Впрочем, писать о народе тоже можно по-разному – в меру таланта и, главное, - в меру понимания того, что же такое этот Народ. У Валентина Распутина это понимание достигает почти математической точности и красоты: «Народ, - пишет он, - это объективно и реально существующая в каждом поколении физическая, нравственная и духовная основа нации, корневая ее система, сохранившая и сохраняющая ее здоровье и разум, продолжающая и развивающая ее лучшие традиции, питающая ее соками своей истории и генезиса». Вчитываясь в эту формулу, мы сможем понять очень многое в самих себе, в своем отношении к России, ее истории и ее – нашему – народу».

Вот почему проза «деревенщика» Распутина – это не только точное, сострадательное и художественно совершенное описание русской народной жизни, но и одно из самых убедительных достижений того загадочного явления, которое мы называем «русской философией», умеющей свободно совмещать Мысль, Чувство и Образ.

Много раз и в разные годы наиболее чуткими критиками отмечался пророческий дар Распутина. В самом деле, каждая его повесть – это предсказание беды и несчастья, творимых нами же себе в удел. «Деньги для Марии» - это о том, что с нами делает власть денег. «Прощание с Матерой» - о том, что с нами будет, когда мы «ради экономики» убьем родную землю. «Последний срок» - о том, кем мы станем, когда окончательно утратим совесть. «Пожар» - о том, как сгорит в пылу перестройки наш общий дом. И наконец последняя повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» - не предсказание ли это того, что существует теперь в общественном сознании под именем северного городка Кондопога?

Лет 20-30 назад было модно сокрушаться: вот, не вчитались мы своевременно в пророчества «Бесов» Достоевского и получили ужас революции и братоубийства. Интересно, сколько лет и сколько бед должно пройти, прежде чем мы поймем, как невнимательно был нами прочитан Валентин Распутин? Неужто и впрямь «нет пророка в своем Отечестве»?

Источник: "Ставропольская правда", 14 апреля 2007 г.




Главная | Новости | Свежий выпуск | Архив