ОБЗОР
  обзор •  проза •  поэзия •  мемуары
 Литературная гостиная "СП"


ОБЗОР

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

МЕМУАРЫ


2010 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2009 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2008 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2007 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  

2006 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  

2005 г.
   01  03    04   
   05   06    07 
   08   09    11  
   12

2004 г.
   01-03    04  
   05    06-07  
   08-09    10  
   11    12  

2003 г.
  02-08  09-10     11-12  

2002 г.
  05-08  10-11  

Притяжение малой родины

«...Очень трудно быть русским человеком... Особенно теперь, когда мы, «мудрецы и поэты», столь одиноки и затурканы, а в жизни пробуждена темная сила ненависти, мести, зла...». Письмо Максима Горького с этими тревожными мыслями относится к 1912 году и адресовано в Ставрополь Илье Сургучеву - нашему земляку и большому русскому писателю, эмигрировавшему во Францию в годы Гражданской войны. К этому тексту мы еще вернемся, тем более что у него прекрасное продолжение, но прежде о серьезном событии в культурной жизни нашего края: выходе в свет альманаха «Литературное Ставрополье». Собственно, говорить нужно бы о возобновлении деятельности прежнего альманаха «Ставрополье», но... Разделяющие их пятнадцать лет в историческом смысле уже непреодолимы. Что ж, новое название, новые времена и необходимость их постижения.

Признаюсь, открыв изящную книжицу в 192 страницы с репродукциями картин ставропольских художников П. Гречишкина, И. Проститова, я испытала определенные опасения.

Не окажемся ли мы невольными подражателями тех литературных «знаменитостей», что заполонили Россию коммерческой макулатурой? Или, напротив, - жалкими провинциалами с неизменным комплексом неполноценности... Скажу сразу: опасения не подтвердились. Альманах представил то необходимое количество художественно значимой информации, которое позволило почувствовать и самодостаточность, и дух, и душу Ставрополья. Именно этой возможности мы были лишены много лет.

Открывается альманах обращением к читателям губернатора Александра Черногорова. Это больше, чем традиционное вступительное слово. Рухнув вместе с государством, российская литература и подниматься будет вместе с ним. Лишь при поддержке правительства СК удалось возобновить деятельность журнала, угасшего в 1991 году... Не декларируя настойчиво стратегические цели, альманах уже в первом своем появлении осуществляет их на удивление естественно и просто. Он избавляет нашего читателя от разрушительной силы иронии и цинизма, заведших новорусскую литературу в лабиринт, из которого выхода нет. Другая стратегическая цель связана с первой. Если говорить о литературе не только как о литературном процессе, но и как о части национальной истории, неизбежно приходишь к мысли о необходимости воссоздания национального духа в его классических образцах. Именно этому направлению требуется государственная поддержка, здесь источник нравственной силы, сделавшей и литературу России, и саму Россию загадочно жизнеспособной и непобедимой. Размышления главного редактора «Литературного Ставрополья» Владимира Бутенко лишь подтверждают эту мысль. «Схватка за человеческую душу, пишет он, - от библейских времен до нынешнего дня – непримиримая и бескомпромиссная… Самые жгучие вопросы жизни, проблемы края тревожат ставрополь-ских писателей, не забывающих ни родства, ни притяжения малой родины…»

Открою секрет. Авторы альманаха, имена которых хорошо известны, являются перед нами личностями сильными и молодыми! Вот что значит внутренняя независимость от «законодателей», буквально подавивших мир информацией отрицательного свойства. Словно плесень, коммерческая литература бурно разрастается вширь. И ничто не восходит ввысь, к небу. Но люди наконец устали жить пришибленными и заземленными. Альманах – и в этом сила его воздействия – дает нам счастливую возможность распрямить спину, расправить плечи.

Стихами Игоря Романова начинается знакомство с первым номером. Каждое четверостишие – словно эпиграф к нашей жизни:

И, может, кто-то 
                   в век неведомый,
Мою любовь к земле храня,
Переболев моими бедами,
Споет пронзительней меня.

Заданная интонация скромности, серьезности, простоты создает атмосферу, в которой подразумевается невозможность компромисса добра и зла, Бога и дьявола – верный знак подключенности ставропольской литературы к большой культурной традиции. Поразительно и другое. Три прозаические вещи из четырех, представленных в сборнике, обращены к военной тематике, однако ощущение такое, будто герои живут сегодня, они одни из нас. Показывая драматическую реальность прошлого, авторы что-то преображают в нашей душе. Речь идет о повести Георгия Шумарова «Такой ты мне должна присниться», рассказе Валентины Слядневой «Серафима» и впервые увидевшем свет отрывке из неопубликованного романа Владимира Дятлова «Тропою жизни человечьей». «Розы Геренчера» Ивана Аксенова завершают прозаический цикл. О качестве и содержании прозы можно сказать коротко: это достойно и глубоко человечно. Если хотите – целомудренно.

В разделе «Поэзия» мы тоже встречаемся с хорошо знакомыми именами Татьяны Третьяковой-Сухановой, Екатерины Полумисковой, Аллы Халимоновой-Мельник, Раисы Котовской. Нашему краю повезло, что у него есть писатели и поэты, сохранившие духовные ориентиры и культуру русского языка, в котором (таково уж его свойство!) слово – зачастую куда большая реальность, чем сама реальность.

Эту многозначную тему исследует и Виктор Кустов в своем публицистическом очерке «Непраздное слово». Надо сказать, что появление в альманахе отделов литературной критики, публицистики, краеведения определяет его как явление полноценное. А ведь сколько лет шли разговоры о том, что критиков и публицистов у нас нет. На самом же деле не было вот такого журнала, способного вызвать к жизни серьезную, умную мысль. «Непраздное слово» и «В ожидании весны» Тимофея Шелухина – два взгляда на мир ушедший и явившийся ему на смену.

В критическом обзоре «Будем жить» профессора Ставропольского госуниверситета литературоведа Татьяны Черной подведены некоторые итоги существования ставропольской литературы за последние полтора десятилетия. По сути дела, этот обзор – сенсация, и не только потому, что итоги не плачевны. Удивляет и радует сама возможность оценивать нашу литературу, думать о ней…

Итак, «дело сделано», литературный процесс запущен, но закономерен вопрос: кто, как и где будет читать 999 экземпляров «Литературного Ставрополья»? Предполагается безвозмездное распределение альманаха в библиотеках края разных уровней, в школах и вузах. По сути, это дар писателей и правительства СК нашим читателям. «Сегодня, - прокомментировал Владимир Бутенко, - многим людям не так просто купить и килограмм мяса, например…». Что уж говорить о журналах. Вероятно, появятся и критики идеи: зачем, дескать, нужен дорогостоящий литературный журнал? Что ж, кому-то персонально литература, может быть, и не нужна. А народу нужна. Пока существуют мораль, духовные ценности, этические нормы, существует и народ. Известный краевед Герман Беликов, рассказывая о судьбе писателя Ильи Сургучева («Душа его с Россией не рассталась»), публикует письма Горького в Ставрополь Илье Дмитриевичу: «…Пробуждена, - пишет он, - темная сила жестокости и всякого зверства… На честных людях лежит обязанность претворить это темное, разрушающее в светлое и созидающее. Никогда еще русский человек не стоял перед задачами столь огромными…». Разве не к нам обращены эти слова?

Источник: "Ставропольская правда", 11 ноября 2005 г.




Главная | Новости | Свежий выпуск | Архив