ОБЗОР
  обзор •  проза •  поэзия •  мемуары
 Литературная гостиная "СП"


ОБЗОР

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

МЕМУАРЫ


2010 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2009 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2008 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  



2007 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  

2006 г.
   01   02   03  
   04   05   06  
   07   08   09  
   10   11   12  

2005 г.
   01  03    04   
   05   06    07 
   08   09    11  
   12

2004 г.
   01-03    04  
   05    06-07  
   08-09    10  
   11    12  

2003 г.
  02-08  09-10     11-12  

2002 г.
  05-08  10-11  

Крест русского человека

Роман ставропольского писателя Ивана Аксенова 'Спящие собаки' Роман ставропольского писателя Ивана Аксенова «Спящие собаки» (Новопавловск, 2003 г.) удостоен губернаторской премии. Это событие примечательно прежде всего потому, что выделено произведение актуальное, глубоко правдивое, исполненное трагизма, но одновременно несущее в себе заряд силы и надежды. Действующие лица этого романа, законченного автором вообще-то десять лет назад, - учителя и ученики обычной российской средней школы середины 80-х годов.

Удивительное дело: дочитав последнюю страницу, мы неожиданно понимаем: ХХ век в России в силу известных событий закончился десятилетием раньше. Иными словами, «Спящие собаки» – роман современный, несмотря на то, что его герои еще состоят в рядах ВЛКСМ или КПСС. Почему же так близко к сердцу мы принимаем происходящие в книге события, которые на служебном языке именуются «производственным конфликтом»? Потому, конечно, что любой из нас может легко представить себя на месте «спящих собак», как презрительно называет за глаза рядовых учителей самоуверенное школьное руководство – директор Стерхов и кукольная красавица завуч Баринова. В России, в чем мы убеждаемся, читая книгу Ивана Аксенова, в основе производственных конфликтов, как правило, лежат не психологические погрешности взаимоотношений, а разное понимание Правды, тех исконных ценностей, пренебрегая которыми, мы разрушаем и нашу страну, и самих себя. Правда – крест русского человека.

«Спящие собаки» - метафора обманной и кажущейся покорности силе: подчиненных, просителей, народа – власти, маленькой или большой. Заслуга автора в том, что художественный сюжет он выстраивает по законам русского исторического парадокса. Именно в «час Х» безмолвие и безысходность народа становятся залогом его пробуждения и силы. Мятежные учителя, вставшие на защиту своего профессионального и человеческого достоинства, действительно в романе побеждают, хотя и трагической, дорогой ценой. В результате продуманно жестоких интриг старый педагог и честная девочка-девятиклассница уходят из жизни – такова их плата за правду, и в этом, увы, большой реализм. Но именно это обстоятельство – горькое торжество светлых сил – для читателей Ивана Аксенова оборачивается новыми вопросами. При всех недостатках прошлой жизни народ и власть существовали в едином моральном пространстве. Сегодня же государство освобождает себя от ответственности перед обществом. Человек (как реакция) лишается привычных социальных чувств. Можно, допустим, в суде защитить свои права, но где защитить живую душу? Как вообще осуществить победу светлых начал?

Во все времена все истинное и в культуре, и в человеке создавалось на сопротивлении материалу. Другого рецепта обретения правды и силы не существует. Об этом живущий в Новопавловске Иван Аксенов, член Союза писателей России, и написал свою книгу. «… Как бы ни была продолжительная зима, все кончится тем, что подует однажды теплый ветерок, земля на глазах освободится от снега и льда, солнце желтым светом своим обольет обновленный повеселевший мир, и звенящая трель скворца пробудит в истомленном нескончаемой чередой бед сердце давно забытое желание жить и верить в то, что когда-нибудь будет и на нашей улице праздник…»

Источник: "Ставропольская правда", 26 июня 2004 г.




Главная | Новости | Свежий выпуск | Архив