ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Мы трудились не для наград

50 лет ученическим производственным бригадам

Анна ШОШИНА

Чем ближе празднование юбилея УПБ, тем чаще редакция получает письма от ветеранов движения. Одно из них пришло из Изобильного. В нем есть ностальгия по юности, по общему делу, много интересных и трогательных деталей. Предлагаем эти воспоминания читателю.

первые ученические бригады Память о тех, кто величайшим трудом создавал первые ученические бригады, кто трудился рядом с учениками, заставила меня написать вам.

На фоне множества бригад выделялись те, где у руля стояли энтузиасты.

Рано ушла из жизни Калерия Пшеничникова. Мы с ней закончили институт и встречались на слетах и в ее григорополисской бригаде, потом – в школе № 5 г. Ставрополя, где она одно время была завучем. Откликнется ли моя дорогая подруга Антонина Субботина, воспитатель Горячеводской ученической бригады? Карп Пронин из института усовершенствования учителей (ИУУ) познакомил нас на первом слете: «Вы очень схожи характерами». Нам при встречах всегда не хватало и ночи на разговоры. Это о ее бригаде Валентина Туренская написала книгу «Девятая». Мы ездили друг к другу, переписывались.

В ИУУ самым активным сторонником ученических бригад был Карп Пронин. Он ездил в УПБ, собирал материал, давал советы, готовил слеты, вел обширную переписку. У меня много его писем. Нет уже в живых этого энергичного человека…

А где сейчас молодой тогда председатель колхоза Погодин, построивший в Новопавловске прекрасный культстан для ученической бригады? Ему на слете вручали значок «Отличник просвещения».

Огромную помощь в опытнической работе оказывала краевая станция юных натуралистов. Ею тогда руководила Эльвира Третьяк…

О себе. В 1951 году после окончания института я приехала работать в село Привольное Красногвардейского района, в школу. Первым делом наладила экспериментальную работу на пришкольном участке. Мы даже испытывали тогда нашумевшие лысенковские «пшенично-пырейный гибрид» и ветвистую пшеницу. Семена достала директор станции юных натуралистов в Москве и поделилась со мною. Уже на второй год на одной делянке рос только пырей, а на другой - простая пшеница. Ребята убедились в том, что нельзя игнорировать законы наследственности. В 1952 году мы получили награду на районной выставке. К нам в школу приезжали из край-оно, института усовершенствования учителей, станции юных натуралистов.

В 1954 году после длительной реставрации открылась в Москве Всесоюзная сельхозвыставка: были организованы экскурсии передовиков, на всех станциях метро работали бюро ВСХВ, экскурсоводы встречали участников и распределяли по гостиницам. За большую опытническую работу и мне дали туда путевку.

В Привольном в 1956 году мною была организована ученическая бригада. Рядом с селом располагалась сортоиспытательная станция. Ее сотрудники помогли нам внедрить на поля колхоза новый сорт кукурузы. Для этого надо было получить гибридные семена. Ребята тщательно проделали эту работу. Убирали гибридные початки вручную. Колхоз был полностью обеспечен высокоурожайными семенами. Корреспондент из «Молодого ленинца» сделал о бригаде фоторепортаж (хранится у меня).

В июне приехали к нам из Академии педагогических наук СССР Елена Пастух и ученый Ставровский (по его книгам преподавали тогда животноводство). С Еленой Яковлевной мы долгие годы потом переписывались. Я в зной, холод, жару, дождь на всех работах была рядом с детьми, помогала слабым, организовывала взаимопомощь, вела учет. У меня и отпусков почти не было. Вместе с ребятами строила теплицу. Мы возили на тачках и носили на руках рамы, лесоматериал. Мы пользовались авторитетом у начальства колхоза. Нас звали на заседания правления.

Дважды я выступала по приглашению института усовершенствования учителей на краевых и на Всероссийских педагогических чтениях (имею грамоты Академии педагогических наук, крайоно).

В 1957 году мои ученики окончили 10 классов. В декабре меня направили завучем в школу села Лад-Балка, и первое место в 1958 году в районе уже заняла моя новая ученическая бригада. Как-то я поделилась с ребятами идеей доказать, что сахарная свекла может расти и у нас, на неполивной земле. Они загорелись. Но где достать семена? В районе ее не сеяли. Поехала я в Краснодарский край, в Гулькевичский район. Туда переехала из Привольного одна моя подруга. Пошли мы с нею на сахарный завод с просьбой, мне выделили семена. Председатель Лад-Балковского колхоза Нефедов сказал: «Если мы свеклу посеем, то нам ее в план впишут, обяжут и дальше это делать. Дадим вам технику, землю прямо по целине за околицей школы выделим. Сейте, ухаживайте, убирайте и, куда хотите, девайте ее». Добровольно и бесплатно ребята по выходным работали на этом поле. Результаты были прекрасные. Дорога на железнодорожную станцию проходила мимо нашего поля. В ненастные дни она одна связывала район с краем. Все начальство видело нашу свеклу. На следующий год ее начали сеять отдельные колхозы нашего района...

Выращивали мы и уток. В школе был изобретатель-самоучка, учитель физики А. Щербина. Под его руководством и по его проекту был построен инкубатор на 1500 яиц. На собрании бригады стройка инкубатора была объявлена ударной. Составили график работ. Ребята сделали 150 лотков. В июне была заложена первая партия утиных яиц, а потом и куриных. Утят и цыплят мы доращивали сами на птицеферме колхоза.

У нас в бригаде и форма была. Я съездила к заведующей отделом школ крайкома партии Соляниковой за помощью, и нам прислали из крайпотребсоюза голубые и салатные майки с белым воротничком и сатин на шаровары. Потом мы в этой форме, как лучшая бригада, отвозили районную эстафету григорополисцам.

Мы принимали участие в освоении целинных земель. Это была большая и интересная работа, обогатившая знания ребят об окружающей природе. Меня за нее наградили серебряной медалью ВДНХ, а звеньевую бригады Любу Батагову – бронзовой. Вручать приезжала директор станции юных натуралистов. А в райисполкоме мне вручили медаль «За освоение целинных земель».

В декабре 1959 года меня направили директором школы в село Тахта. Тогда оно относилось к Красногвардейскому (Молотовскому) району. Там фактически и не было бригады. Надо было ее создавать. Ранней весной в пустующем доме был организован уход за цыплятами, только что вылупившимися из авитаминозных яиц. Ребята принесли мясорубки, чтобы перерабатывать морковь, готовили гидропонным способом зелень, а по ночам по очереди со мною дежурили, не давая птенцам сбиваться в большие группы. Осенью и весной мы вывозили на поля навоз. Заложили опыты по влиянию микроудобрений на урожайность свеклы. Опытное поле заняло более 20 га, ухоженностью оно существенно отличалось от колхозного. С нами было несколько взрослых из механизированного звена. Они при детях никогда не курили, и ни одного нецензурного слова ребята от них не слышали. Они были тоже воспитателями. Там, в Тахте, нашла меня Е. Пастух, одобрила наши дела и звала в аспирантуру. Карп Яковлевич прислал массу заданий. Получила я и от Галины Фроловой из пединститута письмо с предложением вместе писать научную работу. Но совсем не оставалось времени на это.

В заключение хочу обратиться к участникам первых слетов ученических бригад, Всесоюзного совещания УПБ. Отзовитесь, поделитесь воспоминаниями. Об ушедших пусть вспомнят их ученики.

Мы с вами трудились тогда не для наград, а во имя идеи и в этом были героями.

* * *

Источник: "Ставропольская правда", 13 апреля 2004 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх