ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

И засияли купола

Вадим ХАЧИКОВ
Заслуженный работник культуры РФ

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Свобода, пригороде Пятигорска Северный Кавказ – древняя христианская земля. По мнению историков православной церкви, здесь находился один из первых центров христианства в России. Доныне в горных ущельях можно видеть величественные храмы, построенные более тысячи лет назад. Несомненно, стояли они и на территории Кавказских Минеральных Вод, только время не пощадило их. И к концу XVIII века заселявшееся русскими Пятигорье являло собой духовную целину.

Начало российским курортам положено основанием Константиногорской крепости в 1780 году. Тогда же появился в ней и первый храм – маленькая походная церковь 16-го егерского полка, составлявшего крепостной гарнизон. Помещалась она, как свидетельствует план крепости, в одной из саманных казарм, которую делила с лазаретом. Такой церковью и приходилось довольствоваться первым посетителям Горячих Вод. Со временем домов здесь становилось все больше, как и лечащихся, снимавших в них квартиры. Крепостная церковь уже не годилась для приезжей публики. Добираться до нее было далековато, да и не могла она вместить всех молящихся – и солдат, и курсовых. Надо было иметь в горячеводском поселении свой храм.

И церковь в поселении вскоре появилась. Ее привезли сюда из Персии, где она служила сотрудникам Российского генерального консульства, упраздненного в 1813 году после окончания очередной Русско-Персидской войны. Зимой оснащение этого походного храма хранилось в Константиногорской крепости, а с началом сезона привозилось к подножию Машука, где для него устанавливался просторный шатер.

То, что «кочующая» церковь годится лишь на первых порах и что растущему курортному поселению требуется постоянный храм, хорошо понимал не только заезжий отставной капитан, но и Главноначальствующий на Кавказе генерал А. Ермолов, который решил основательно благоустроить кавказские курорты. Его замыслы начала претворять в жизнь созданная по инициативе генерала строительная комиссия, душой которой были архитекторы-итальянцы братья Бернардацци. Они возводили ванные здания, жилые дома и гостиницы, разбивали сады и парки.

А вот с церковью вышла задержка, но не по вине Бернардацци или Ермолова. Дело в том, что еще в конце предыдущего столетия император Павел I запретил строить в России деревянные храмы – он был напуган частыми пожарами в них. Строить же церковь из камня стоило слишком дорого. Только в 1824 году Ермолов добился Сенатского Указа о том, что на Кавказскую область запрещение Павла не распространяется, и тут же распорядился, чтобы Иосиф Бернардацци составил проект церковного здания для Горячеводского поселения. В следующем году проект был готов, но осуществление его задержалось, теперь уже из-за отсутствия средств. А тем временем на Кавминводах, благодаря тому же Ермолову, появилось сразу несколько храмов в новых казачьих станицах – Горячеводской, Ессентукской и Кисловодской.

Ставили храмы первым делом, даже не успев еще наладить собственное житье-бытье. Ведь церковь была для казака главным строением. Здесь он крестился, венчался, здесь его отпевали, провожая в последний путь.

Имеются сведения, что к строительству, по крайней мере, некоторых станичных церквей были причастны братья Бернардацци. Радовали эти храмы казачьи сердца многие десятилетия. Да и не только казачьи - посещали их и жители ближайших к станицам курортных поселений, особенно ессентукского, где своя церковь появилась нескоро.

А как в дальнейшем сложилась судьба казачьих церквей? По-разному. Горячеводскую разрушили в безбожные тридцатые годы ХХ столетия. Ессентукские уцелели обе, правда, первоначальная старообрядческая церковь сгорела в 1872 году, а на ее месте построили новую. А вот у кисловодской церкви судьба оказалась довольно любопытной. В начале ХХ века решили станичники построить новый храм, а старую Покровскую продать. Благо и покупатель нашелся. Пятигорский купец А. К. Курилов, задумав стать главой городской управы, обещал, что если будет избран, то «поставит храм».Заняв желаемый пост, он выполнил свое предвыборное обещание – приобрел у кисловодских казаков церковь Покрова Пресвятой Богородицы и поставил ее в пригороде Пятигорска – в поселке Алексеевском (ныне поселок Свободы), не имевшем храма. Произошло это в 1903 году. Впоследствии деревянное здание, совершившее уже третье путешествие, было обложено камнем и доныне продолжает выполнять свое предназначение. Недавно в Пятигорске торжественно отмечалось столетие Покровской церкви.

Но вернемся к начальным годам Горячеводского поселения, когда там было решено построить постоянный храм. К 1828 году нужные средства были собраны, и братья Бернардацци осуществили своей проект – возвели церковь во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости (в разговорной речи, да и в краеведческой литературе ее называют сокращенно «Скорбященская»). Поставили ее в центре поселения, неподалеку от зарождавшегося курортного парка – Николаевского цветника. (Ныне на этом месте находится Центральная питьевая галерея). В том же, 1828 году был составлен проект другого пятигорского храма, который собирались возводить на новом кладбище у подножия Машука. Но строительство его началось далеко не сразу и в очень неудачном месте – оползни склона и землетрясения быстро разрушили здание, возведенное во второй половине XIX столетия.

В 1834 году была построена первая стационарная церковь в Кисловодской крепостной слободке. До этого богослужения для солдат и жителей слободки совершались, видимо, в походной гарнизонной церкви при Кисловодской крепости.

В Железноводске церковь появилась позднее, чем на других курортах Кавказских Минеральных Вод. В 1853 году командующий войсками на Кавказской линии и Черномории П. Завдовский приказал командиру шестой казачьей бригады полковнику Унгерн-Штерн-бергу построить в Железноводском поселении, имевшем тогда статус казачьей станицы, деревянную церковь. В следующем году она была готова и освящена во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1837 году, посетив Пятигорск, Николай I пожелал, чтобы в городе выстроили новый просторный храм «о пяти главах» и обещал прислать проект для него. Однако прошло целых десять лет, прежде чем 25 июля 1847 года состоялась закладка будущего собора. Да и строительство его растянулось на двадцать с лишним лет.

Не хватало средств. Просчеты строителей привели к появлению трещин в стенах. Здание пришлось разбирать и начинать все сначала. Наконец, в 1869 году храм Христа Спасителя был освящен. Его величественное здание, хорошо видное со всех сторон издалека, сделалось своеобразной «визитной карточкой» Пятигорска. Многие важные события в жизни города, региона, страны отмечались торжественными богослужениями в этом красивейшем соборе.

Спасский собор, как его называли в Пятигорске, стал первым в плеяде больших, красивых храмов, построенных на Кавказских Минеральных Водах к началу ХХ столетия. Каждый из них имеет свою интересную историю, которая заслуживает отдельного рассказа.

Источник: "Ставропольская правда", 20 февраля 2004 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх